Приднепровская железная дорога. Крым железнодорожный. Приднепровская железная дорога: история, развитие, основные направления Развитие в военные годы

13.12.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Приднепровская железная дорога - это транспортная линия, которая обслуживает юго-восточную часть украинской территории. В частности, она проходит по Запорожской и Днепропетровской областям. Обслуживание распространяется и на части Херсонской и Харьковской территорий. До марта 2014-го эта ж/д структура выполняла задачи по перевозке пассажиров и грузов по АР Крым и Севастополю. Начальник Приднепровской железной дороги - А. С. Борецкий, гл. инженер - А. Г. Лашко, первый зам. начальника - О. В. Щепетков.

Исторические сведения

Свое существование структура начала в далеком 1873 году, 15 ноября. Именно в этот день на станцию Нижнеднепровск (ранее Екатеринослав) прибыл первый пассажирский состав. Отправным пунктом было Синельниково. Этот первый поезд состоял из двух вагонов. С течением времени за счет повышения объемов каменноугольной добычи на Донбассе, разработки железнорудных бассейнов Криворожья, а также благодаря активности М. О. Поля (известного общественного деятеля) было принято решение продолжать строительство ж/д путей на государственные средства.

Развитие в военные годы

Во время Второй Мировой Приднепровская железная дорога была разрушена практически полностью. Во время боевых действий и при освобождении территорий России от оккупантов работники станций осуществляли обслуживание перевозок, снабжение фронта, а также восстановительные работы на путях и ремонт В военных операциях приняли участие тысячи железнодорожников, огромное их количество вело подпольную деятельность.

Реконструкция

После войны началось активное восстановление разрушенных оккупантами объектов по всей стране. Не стала исключением и Приднепровская железная дорога. Она была не только восстановлена, но и реконструирована. Были отстроены не только новые станции Приднепровской железной дороги, но и обновлены здания вокзалов, а в некоторых районах сооружены новые. Были возведены крупные мосты, прочие различные искусственные конструкции. Вместе с этим на электрическую тягу было переведено меридиональное основное направление от ст. Лозовая до Запорожья. Электрификация была проведена на всех главных широтных направлениях и пригородных участках. Чуть более 30 % грузооборота, таким образом, осталось за паровозной тягой. Весь остальной объем этих операций выполняются электрической. Порядка 85 % дороги было оснащено автоматическими блокировочными установками. Более 95 % участков оборудованы централизацией сигналов и стрелок электрического типа. Кроме основных, были сооружены новые сортировочные станции. Эти объекты оснащены современными техническими комплексами автоматизации и механизации. Для осуществления ремонтных работ на путях и поддержания полотна в должном состоянии применяются высокопроизводительные агрегаты.

Приднепровская железная дорога сегодня

Общая протяженность путей составляет больше 3250 км. Из всего этого количества электрифицированными являются свыше 58 %. Более 83 % путей оборудовано автоматическими регулировочными системами. В составе структуры находится четыре дирекции по перевозкам. Транспортная деятельность осуществляется 244 станциями, 19 из которых - участковые, 67 - грузовые, 7 - пассажирские и 4 - сортировочные. Рельсовое полотно связывает Криворожский железнорудный бассейн и Донбасс за счет наличия двух широтных линий: Пятихатки - Верховцево - Днепропетровск - Синельниково - Чаплино и Тимково - Кривой рог - Апостолово - Запорожье - Камыш - Заря. Приднепровская железная дорога обеспечивает обслуживание таких крупных промышленных центров, как Днепродзержинск, Никополь, Павлоград, Новомосковск и прочие.

Грузооборот

Согласно отчетам и статистическим данным, деятельность, которую осуществляет Приднепровская железная дорога, отличается большим удельным весом приема и отправки грузов. Следует, однако, отметить, что оборот структуры сравнительно невысок в целом. Это связано с относительно небольшой дальностью перевозок. В основном транспортируются марганцевая и кокс, черный металл. В качестве груза часто выступают машины, промышленные товары и оборудование, стройматериалы, зерно, флюсы.

Пассажирские перевозки

До недавнего времени большое количество составов перевозили граждан из России в Украину. Очень хорошо развито пригородное сообщение. На его долю приходится больше 85 % всех пассажирских перевозок. Однако из-за незначительной дальности часть пригородного сообщения составляет лишь четверть от общего пассажирооборота.

Реформирование

На сегодняшний день все подразделения структуры задействованы в выполнении отраслевых и государственных программ по развитию транспортной сети. Деятельность направлена в первую очередь на усиление безопасности и повышение надежности перевозок, улучшение объемных и качественных показателей. Сравнительно недавно реформированию подверглось управление Приднепровской железной дороги. Так, Крымский, Запорожский и Криворожский участки были реорганизованы в Дирекции ж/д перевозок.

Использование современных технологий

Особое значение в информатизации структуры имеет подключение к Интернету. Приднепровская железная дорога, официальный сайт которой dp.uz.gov.ua, использует новейшие достижения в области коммуникаций и мировой опыт при решении многих вопросов. Кроме того, присутствие структуры в сети Интернет позволяет более тесно и быстро взаимодействовать с клиентами. На страницах сайта можно найти всю необходимую информацию по услугам, предоставляемым организацией.

15 ноября 1873 по старому стилю в жизни Днепропетровска (тогда Екатеринослава) произошло важное событие: для грузового и пассажирского движения было открыто железнодорожный участок Лозовая-Александровск (сейчас Запорожье) с ответвлением в Екатеринослав. Эта стальная ветвь протяженностью 208 верст и стала первым участком будущей Екатерининской железной дороги.
еобходимость строительства железной дороги на Приднепровье доказал выдающийся общественный деятель Екатеринослава Александр Поль, а инженер-строитель Валериан Титов, первый начальник мостостроителей Николай Белелюбский и инженер Владимир Березин возглавили многотысячную рабочую армию, усилиями которой был заложен прочный фундамент развития как самой Екатерининской железной дороги, так и всего Приднепровского края.С последующим введением в эксплуатацию новых участков Екатерининской магистрали объемы железнодорожных перевозок стремительно росли и в 1880 году составили 677 тыс. Пассажиров и 23 млн 103 тыс. Пудов груза. Основными видами грузов в то время были лес, хлеб, овощи, соль, уголь и камень. Их везли в севастопольский порт и далее пароходами за границу.Строительство в 1881 году Криворожского железной дороги (сейчас Криворожская дирекция железнодорожных перевозок Приднепровской железной дороги) обеспечило тесную связь криворожских железорудных месторождений с угольными шахтами Донбасса, а также центральными регионами страны, способствовало развитию топливно-металлургической базы юга России, обеспечило вывоз на внутренний и внешний рынки угля и железной руды.Екатерининская железная дорога проходила по территории Харьковской, Херсонской, Таврической и Екатеринославской губерний, а также Области войска Донского. Основные линии: Ростов-на-Дону - Горловка (движение было открыто в 1869 году); Дебальцево - Зверево и Дебальцево - Мариуполь (1882); Ясиноватая - Синельниково - Екатеринослав - Долинская (1884); Долгинцево - Верховцево, Дебальцево - Миллерово и Чаплино - Бердянск (1898); Дебальцево - Купянск (1901); Долгинцево - Волноваха (1904).В 1913 году протяженность Екатерининской железной дороги составляла 2827 верст. Магистраль должна крупнейший в России начала XX-го века грузооборот (около 390 млрд. Пудо-верст) и перевозила в 12 млн пассажиров. Одновременно активно развивалась и железнодорожная инфраструктура, обслуживающая сфера, количественно увеличивался подвижной состав предприятия. В частности, в настоящее время сведены уникальный 15-пролетных двухъярусный мост через Днепр в Екатеринославе и 5-пролетных металлический мост через Ингулец, открыто 18 железнодорожных училищ, несколько ведомственных больниц. В подвижном составе насчитывалось 1259 паровозов, 37072 товарных и 995 пассажирских вагонов, ремонт и обслуживание которых осуществлялись в железнодорожных мастерских Екатеринослава (того времени - крупнейших в России), а также на станциях Ясиноватая, Авдеевка, Дебальцево и др.В мае 1918 года Екатерининскую железную дорогу было подчинено Народному комиссариату путей сообщения (под названием Запорожской). В 1919-м она вернула свою первоначальное название, в 1936-м году получила название Сталинской, в 1961-м - Приднепровской.С 1991 года Приднепровская железная дорога вместе с Донецкой, Одесской, Юго-Западной, Южной и Львовской железными дорогами входит в состав Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины (Укрзализныци).Магистраль была и остается испытательным полигоном для внедрения новейших технических решений в железнодорожной отрасли. Так, именно на территории Приднепровской появилась первая в Украине электрифицирован участок железнодорожного пути, впервые ввели «бархатную бесстыкового пути» и железнодорожные системы автоматики. На перегоне Новомосковск - Днепропетровск 1971 года было испытано пилотный проект авиаконструкторского бюро Яковлева: созданный учеными вагон развил скорость 258 кмч, что в то время было мировым рекордом. Именно приднепровские железнодорожники первыми на стальных магистралях Украины ввели автоматизированные рабочие места ведения технической документации, а в 2011 году магистраль первой в Укрзализныци отправила груз по электронной накладной.Наличие высоких технических возможностей и квалифицированного персонала, стремление соответствовать требованиям настоящего и одновременно прочность традиций позволяют Приднепровской железной дороге успешно справляться с возложенными на нее задачами и с уверенностью смотреть в день завтрашний.

Приднепровская железная дорога пролегает на юге Украины. Управление дороги в Днепропетровске. Эксплуатационная длина дороги (1990) - 3255 км. В состав дороги входит одна из старейших линий на юге страны Лозовая-Александровск (Запорожье) с ветвью на Нижнеднепровск у Екатеринослава, сданная в эксплуатацию в 1873.

Приднепровская железная дорога связывает Донбасс с Криворожским железорудным бассейном двумя широтными линиями Чаплино-Синельниково-Днепропетровск-Верховцево-Пятихатки и Камыш-Заря-Пологи- Запорожье-Апостолово-Кривой Рог- Тимково. Дорога обслуживает крупные промышленные центры: Днепропетровск, Запорожье, Днепродзержинск, Кривой Рог, Павлоград, Никополь, Новомосковск и др., а также с.-х. районы.

Работа Приднепровской железной дороги характеризуется высоким удельным весом отправлений и прибытий грузов. Однако грузооборот дороги сравнительно невелик нз-за небольшой дальности перевозок. В 1990 грузооборот дороги составил около 88 млрд. т-км. В перевозках грузов преобладают железная и марганцевая руды, каменный уголь, кокс, чёрные металлы, промышленные товары, машины, оборудование, строительные материалы, флюсы, зерно. Грузонапряжённость перевозок 27 млн. т-км/км. В пассажирских перевозках Приднепровской железной дороги значительную долю составляет перемещение пассажиров в Крым и обратно по линии Лозовая-Запорожье-Мелитополь-Джанкой и далее к местам массового отдыха и лечения: Симферополь, Керчь, Евпатория, Феодосия. Интенсивный пассажирообмен существует с Московской, Донецкой, Одесской, Юго-Западной, Северо-Кавказской, Октябрьской, Львовской железными дорогами. Пассажирооборот составляет (1990) около 12 млрд. пасс-км. Развитию перевозок между Крымом и Кавказом на определённом этапе способствовало создание морской паромной переправы между ст. Крым и ст. Кавказ через Керченский пролив. К 1990 паромные перевозки намного сократились из-за отсутствия паромов нужного класса. На Приднепровской железной дороге хорошо развито пригородное пассажирское движение (св. 85% всех отправлений пассажиров), но из-за небольшой дальности доля пригородных пассажирских перевозок от суммарного пассажирооборота составляет ок. 25%.

В годы Великой Отечественной войны дорога была сильно разрушена. В ходе боёв и освобождения территории от противника железнодорожники осуществляли снабжение фронта, обслуживание перевозок, восстановление пути и подвижного состава. Тысячи железнодорожников участвовали в боевых операциях, вели работу в подполье. В послевоенные годы Приднепровская железная дорога была не только восстановлена, но и реконструирована, построены новые вокзалы, ж.-д. станции, искусственные сооружения, в т. ч. крупные мосты через Днепр. Главное меридиональное направление Лозовая - Запорожье - Симферополь - Севастополь переведено на электрическую тягу; электрифицированы основные широтные направления и пригородные участки. Электрической тягой выполняется 77% всего грузооборота, остальное - тепловозной. До 85% участков дороги оборудованы автоматичической блокировкой, до 95% - электрической централизацией стрелок и сигналов. Построены крупные сортировочные станции, оборудованные современные техническими средствами механизации и автоматизации. На погрузочно-разгрузочных работах применяются средства механизации. Высокопроизводитительные путевые машины используются для текущего содержания и ремонта пути.

Последние материалы сайта