Ансамбль зданий. Что такое архитектурный ансамбль. Архитектурный ансамбль Московского Кремля. Архитектурный ансамбль - это

01.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Архитектурный ансамбль ― это здания, сооружения, а также прилегающая к ним территория, которые в своей взаимосвязи представляют единый функциональный объект с определенным художественным обликом. Ансамбль в архитектуре, также как любой строительный объект, создается архитектором.

Для более четкого представления данного понятия, можно привести примеры таких сооружения, параллельно классифицируя их. Так, существуют парковые ансамбли, городские, загородные, которые в свою очередь могут быть структурированы по своим размерам на большие, средние и малые. И, разумеется, в каждом из них, так или иначе обязательно будут присутствовать природные объекты, которые также являются частью ансамбля.

Все сооружения, кроме того, что могут быть соединены между собой физически, в ансамбле объединены еще и с помощью благоустройства прилегающей к ним территории, которая обустроена и организована так, чтобы не только повышать эстетическое восприятие строительной композиции, но и для исполнения определенных функций.

Художественный облик ансамбля в архитектуре ― немаловажная деталь, благодаря которой конкретный объект приобретает индивидуальные черты, которые не только узнаваемы, но порой являются причисленными к историческим памятникам, являя потомкам наследие предков определенных эпох.

Городские ансамбли

Их принято различать по видам, которые отличаются друг от друга по степени длительности возведения, которая к тому же укладывается, либо не укладывается в единый замысел. Например, ансамбль Русского музея в Санкт-Петербурге ― это городской ансамбль, который, во-первых, выдержан в едином архитектурном стиле, во-вторых, построен по единому замыслу, а в-третьих, был создан единовременно. В противовес ему в качестве другого вида архитектурной композиции можно привести в пример главный городской ансамбль столицы ― Красную площадь. Здания на ее территории сложно причислить к единому архитектурному стилю, строились они в разное время, разными людьми, а потому и замысел у всей композиции не единый.

Если обратить внимание на постройки в любом городе, можно найти оба эти вида городских архитектурных ансамбля.

Влияние на архитектурные композиции природных условий

Влияние, которое оказывает природа на городские постройки и на их совокупность, огромно. Только представьте, как меняется облик городской территории, если на ней расположен, например, водоем. Безусловно, архитектор ориентирует свое внимание на том, чтобы и выделить его в городском пейзаже, и дать возможность цивилизованно использовать такое соседство жителям окрестностей, устраивая, например, удобные для прогулки набережные.

А как влияет на архитектурный ансамбль рельеф местности, который порой не дает возможности подстроить себя под замысел архитектора, но взамен предлагает более уникальную возможность: подстроить идею о создании комплекса сооружений, подстроив их под свои изгибы, перепады и холмы.

Заметьте, что там, где в городском пейзаже отсутствуют природные объекты, их приходится даже искусственно создавать. Например, в отсутствие водоемов планируют и строят фонтаны, в отсутствие зеленых насаждений ― разбивают парки и скверы.

История Москвы ведет свое начало от 1147 года, когда ростово-суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий собрал на пир союзников во главе с новгород-северским князем на берегу Москвы-реки. Через девять лет он приказал заложить на том месте новую крепость. С этого времени и началась история кремлевского ансамбля - самого крупного и важного архитектурного ансамбля России.

До основания Кремля

Кремлевский архитектурный ансамбль находится в сакральном месте - здесь еще во 2-м тысячелетии до нашей эры находилось языческое ритуальное место, а вокруг - древнейшие поселения и погост, на котором хоронили волхвов. Возвышенность, на которой возникло первое укрепление при Юрии Долгоруком много веков назад, называлась Ведьминой горой и располагалась в месте впадения реки Неглинной в Москву-реку. Позже возвышенность получила название Боровицкий холм. Именно здесь сейчас находится уникальный архитектурный ансамбль столичного Кремля.

Начало формирования ансамбля

Итак, на первом этапе формирования в Москве архитектурного ансамбля Кремль представлял собой всего лишь земляной вал и защищавший его извне ров. По иным сведениям? часть укреплений была деревянной.

У Москвы-реки территории в те времена были вполне обжитыми, ведь здесь проходили важные торговые пути, хоть эти земли и были окраиной и пограничным пунктом Ростово-Суздальского княжества. Все поселения возле реки и Боровицкого холма принадлежали боярину Кучке. Незадолго до возведения первых крепостных укреплений Долгорукий казнил Кучку. Причины, побудившие его к этому, доподлинно неизвестны.

Рядом с Кремлем были возведены княжеские палаты. Возникли новые поселения переселенцев. Все села объединились вокруг Боровицкого холма под защитой крепостных стен в единое городское формирование. Новый город первоначально был назван Кучковым, но потом поменял свое название на Москву, что было обусловлено его местонахождением.

Слабое укрепление, построенное не по традициям древнерусского оборонного зодчества? было захвачено и разрушено монгольскими ордами, но при Иване Калите в первой половине XIV века среди прочих была восстановлена и Москва. Постепенно Московское княжество укрепляло свои позиции среди других крупных русских княжеств, и даже стало соперничать с Тверским, Суздальско-Нижегородским и Рязанским, причем наиболее серьезно с первым из трех. Все княжества боролись в Орде за престижный ярлык великого князи Владимирского, владение которым давало огромные преимущества, прежде всего, власть над другими княжествами и особые привилегии в Орде. Иван Калита при помощи дипломатии, хитростей и подкупов сумел обзавестись этим ярлыком, в результате чего смог на долгое время освободить русские земли от ордынского ига. Будучи князем московским, он присоединил к своему княжеству и прочие, объединив тем самым многие русские земли. Москва стала центром нового княжества. Случилось это после того, как Иван Калита уговорил владимирского митрополита Петра перенести свою резиденцию на берега Москвы-реки. С этого момента Москва стала и церковным центром всех русских земель. Началось быстрое возвышение Москвы над другими городами.

Иван Калита отстраивает деревянный Кремль - из дуба, но как он выглядел, неизвестно. В течение последующих 25 лет Кремль многократно страдал от пожаров, и в 1366 году князьями Дмитрием Донским и Владимиром Андреевичем он перестраивается в камне. Но по непонятным причинам вскоре разрушится. Следующая версия крепостного укрепления будет возведена по указу Ивана III. В течение нескольких веков Кремль достраивался, возводились его башни. Современный вид Кремль получил лишь в правление Иоанна Грозного.

Строение Кремля

Форма кремлевской территории напоминает неправильный многоугольник, и ограничена Красной площадью, Кремлевской набережной и Александровским садом. Стены и башни выложены из красного кирпича. Высота стен - 5-19 м, башен - 16,7 м - 80 м. Всего на кремлевской стене 20 башен.

Начало формирования архитектурного ансамбля Соборной площади

История Соборной площади началась гораздо раньше, чем принято считать. Еще в 1272 году, согласно преданию, в этом месте князь Даниил Александрович повелел возвести небольшую деревянную церковь и освятить как церковь Спаса на Бору. В летописях упоминается, что вокруг этой церкви в XIV веке располагался мужской монастырь. Сын его, Иван Калита, вместо деревянной церкви возвел каменный собор. Случилось это в 1330 году.

В архитектурном ансамбле московского Кремля начала XX века храм занимал важное место, однако в 1933 году по указу Президиума КПСС был снесен.

За четыре года до сооружения Иваном Калитой Спаса на Бору им же был заложен рядом первый храм архитектурного ансамбля Соборной площади. Речь идет об Успенском соборе, в озведенн ом в память об усопшем единоутробном брате Ивана Юрии Даниловиче , убитом тверским князем в Орде .

Предполагают, что ранее здесь уже также располагался деревянный храм. Согласно неподтвержденной информации, неподалеку, здесь же, на Боровицком холме, находился и еще один деревянный храм, построенный сыном Александра Невского Андреем Александровичем в 1291 году. В начале XV века его расширили и укрепили.

В 1333 году среди прочих храмов на Боровицком холме на месте скромной деревянной церкви XIII века была возведена белокаменная Архангельская церковь, в которой по указу Ивана Калиты оборудовали княжескую усыпальницу. Захоронения по традиции продолжались до смерти Петра II, а усыпальница сохраняется как памятное место и сейчас в новом храме.

Архангельский собор

Новый храм на месте церкви святого Архангела Михаила строился здесь в начале XVI века архитектором Алевизом Новым. Начали его строительство при жизни Ивана III, а закончили уже после его смерти. Храм по древнерусской традиции имеет крестово-купольную конструкцию, а своды его покоятся на шести столпах. Пятикупольный храм богато декорирован снаружи: фасады членятся на равные части лопатками с причудливыми капителями, а сверху оформлены закомарами. Декор дополнен белокаменной резьбой и сложным карнизом с высокими узкими окнами. Фресковые росписи времен Иоанна Грозного внутри храма не сохранились - в XVII веке они были заменены росписями Симона Ушакова, Иосифа Казанцева и Сидора Поспелова.

Успенский собор

Иван III на месте прежнего собора возводит новый, архитектором которого становится болонский мастер Аристотель Фиораванти. Происходит это через 153 года после постройки первого храма Успения.

Собор строится по образу Успенского Владимирского собора. Архитектура его, однако ж, не похожа на древнерусскую. Храм вытянут в длину и имеет шесть столпов круглой и квадратной формы, разделяющих собор на три одинаковой ширины нефа. Крестовые своды ребрами в плане образуют крест. С восточной стороны имеет три апсиды, две боковые из них - сдвоенные. Храм венчают пять куполов на барабанах. Центральный - крупнее и выше. Вся купольная конструкция намеренно сдвинута к востоку.

Снаружи храм имел привычные для русского церковного зодчества формы: лопатки делят фасады на равномерные части и завершаются полукруглыми закомарами. Вместо окон - щелевидные отверстия, частично заходящие в область закомар. Декора почти нет, лишь колончатый пояс. Вход оформлен вертикально вытянутыми порталами.

Внутреннее пространство храма полностью расписано фресками. Считается, что в работе над росписями участвовал древнерусский иконописец Дионисий.

Благовещенский собор

"Каменная" история храма начинается с конца XV века, и связана с именем объединителя русских земель Ивана III. Старый собор был разобран. Построен новый, белокаменный. Имел он всего одну апсиду и один массивный столп, на который опирались арки сводов.

Современный облик собор получил лишь в 1560-х годах. Собор имеет форму пирамиды, увенчан девятью золотыми куполами. Входы с севера и с запада оформлены фигурными порталами из белого резного камня, выполненными итальянскими мастерами. Основными мотивами резьбы стали изображения ваз, дельфинов, сфинксов. Возможно, они имели многоцветную окраску. Сейчас (с XVIII века) - двуцветную. Галереи, которыми они украшены, имели полы, выложенные в виде узоров плиткой из керамики, но позже заменены на резные белокаменные с черным орнаментом. Полы же в самом храме выложены кремниевыми плитками. Они разных размеров и оттенков. Примечательны и тяжелые двустворчатые деревянные двери, ведущие в храм. Они обиты листами меди с вычеканенными сценами библейских сюжетов. С юго-востока к собору пристроено крыльцо из резного белого камня.

Уникальные фресковые росписи были сделаны замечательными иконописцами Феофаном Греком и Андреем Рублевым. В этом соборе находилась и личная молельня Иоанна Грозного.

Колокольня Ивана Великого

В правление Ивана Калиты была построена на Боровицком холме и церковь для колокола. Ее архитектором был Иван Лествичкин. Она простояла здесь 179 лет и была снесена, а на ее месте итальянский архитектор Бон Фрязин соорудил каменную церковь в память об Иване III. Чуть меньше чем через четверть века была построена звонница, а к расположенному на третьем ярусе храму - лестница. Через 68 лет церковь была увеличена за счет дополнительного яруса цилиндрической формы, в начале XVII века при Михаиле Федоровиче Романове - Филаретова пристройка. Именно с этого времени церковь начинает использоваться только в качестве колокольни-звонницы. Во время сожжения Москвы Наполеоном церковь сгорела, уцелела лишь колокольня. А звонница и Филаретова пристройка были реконструированы через семь лет.

Сейчас сооружение оборудовано 21 колоколом, они подвешены на металлических балках взамен старых - деревянных.

Церковь Ризоположения

Церковь располагается в архитектурном ансамбле Московского Кремля рядом с Митрополичьим дворцом, связана с ним крытыми переходами и ранее являлась дворцовой церковью митрополитов. Она возведена в честь удивительного события, связанного с победой над ордынским войском, подошедшим к Кремлю в 1451 году и пытавшимся его захватить. Согласно летописям, произошло это в Дени Обретения Ризы Пресвятой Богородицы. Монгольское войско, ночью стоявшее в осаде, вдруг увидело огромную рать, двигавшуюся на подмогу кремлевским защитникам, и в панике бежало. Митрополитом Ионой было принято решение о строительстве памятной церкви. А в конце века храм был снесен и на его месте возведена новая каменная церковь.

Однокупольный храм на высоком подклете с крыльцом, ведущим к одному из входов, увенчан шлемовидной главкой на высоком барабане. С восточной стороны располагаются по древнерусской традиции три равновеликие апсиды. В оформлении фасадов использованы членения лопатками, резные белокаменные ленточные колончатые орнаменты, кокошники, узкие вертикальные полуарочные окна, порталы, завершающиеся формой кокошника на витых столбиках-колоннах, перекликающиеся с орнаментальным декором.

Многократно страдавшая от пожаров, в Смутное время церковь была разграблена, уничтожены почти все интерьеры. После восстановления была передана во владение Царскому двору и соединена переходами с палатами царицы и царевен, и долгое время выполняла функцию домового храма царской семьи. К церкви была пристроена часовня Печерской Богоматери. Вход в храм украшает горельеф с изображением Георгия Победоносца, аллегорически напоминающий о победах русского войска над монголо-татарами.

Памятники на кремлевской территории и вокруг

В архитектурный ансамбль московского Кремля также входят два памятника - Царь-Колокол и Царь-Пушка, а также Митрополичий двор, Большой Кремлевский дворец, Грановитая палата, Теремной дворец, здания Арсенала и Оружейной палаты, Сенат и Государственный Кремлевский дворец, Тайницкий сад.

К Кремлю примыкают и историко-культурные памятники Красной площади - Собор Василия Блаженного и памятник Минину и Пожарскому, здание Исторического музея, Большие (ГУМ) и Малые Торговые ряды, "лобное место" и Мавзолей В. И. Ленина. А также некрополь в Кремлевской стене и Мемориал "Могила Неизвестного Солдата" со стороны Александровского сада.

Московский Кремль - один из красивейших и мощнейших архитектурных ансамблей Москвы и Российской Федерации и визитная карточка нашей Родины.

Новосибирская академия водного транспорта

Омский институт водного транспорта

Архитектурный ансамбль

Московского Кремля:

древнерусские черты и итальянское влияние.

Выполнил : студент Пылина Н.Ю.

Факультет: Экономики и управления

Группа : ЭК-10-49

Преподаватель : Гребенникова О.М.

Омск 2011

1. История создания Московского Кремля…………………………….….2

2. Итальянское влияние на современный вид Кремля…………….…….. 3

3. Стены и башни Кремля…………………………………………….…….5

4. Заключение……………………………………………………………….9

5. Список литературы…………………………………………………..…10

История создания московского Кремля

История Кремля тесно связана с историей Москвы, да и не только Москвы, но и Русского государства в целом. Кремль возник на высоком Боровицком мысу, хорошо защищенном реками Москвой и Неглинной от нападений врагов. Место это задолго до возникновения Кремля было заселено восточнославянским племенем вятичей. В 1156г. Юрием Долгоруким, возводится деревянная крепость с восьмиметровым валом и мощная, по тем временам, деревянная стена, достигавшая 3м в высоту и 1200м в длину, для защиты от набегов. Примерно в таком виде укрепление просуществовало до зимы 1237-1238гг., когда полчища хана Батыя разграбили и сожгли Москву, а вместе с ней и Кремль. Но вместе с городом растет и крепнет Кремль. В 1339-1340 гг. при Иване I Калите территория Кремля была расширена, построены новые дубовые кремлевские стены возведены мощные оборонительные укрепления, а за ними хоромы великого князя, белокаменные соборы. Москва становится политическим и духовным центром Руси, а Кремль - резиденцией великих князей и митрополитов.

В 1367-1368 гг., незадолго до Куликовской битвы, князь Дмитрий Донской, опасаясь очередного монголо-татарского нашествия, обносит крепость белокаменными стенами и башнями, расположенными примерно на расстоянии 60м от прежних дубовых укреплений. Площадь Кремля достигает почти современных размеров. Со стороны реки Москва стена была возведена у подножия холма, чтобы враг не имел здесь плацдарма для развертывания своих войск при осаде Кремля. В 1368г. и 1370г. Кремль успешно выдержал осаду литовского князя Ольгерда, а в 1382, 1408 и 1451 гг. оказался неприступным для татаро-монгольских войск. Белокаменный Кремль Дмитрия Донского прослужил более 100 лет. За это время многочисленные осады врагов, частые пожары сильно разрушили Кремлевские стены и башни.

Итальянское влияние

на современный вид Кремля

Эпохой возвышения Московского княжества вообще и Кремля в особенности становится время княжения Ивана III; оно является уже окруженным ореолом славы, могущества, процветания и быстрого преуспевания во всем. Иван III уже именуется “Государь великий князь”.

Во второй половине 11 века великий князь всея Руси Иван III Васильевич разворачивает в Москве грандиозное строительство, т.к. его перестал удовлетворять прежний ее облик с небольшими соборами, построенными ещё в то время, когда Московское княжество было одним из многих небольших русских княжеств. Обветшавшая белокаменная стена уже не соответствовала той роли, которую теперь должна была играть Москва, столица одного из сильнейших государств Европы.

Иван III, очистив от деревянных нагроможденных без всякого порядка жилищ стены Кремля на 110 сажен в окружности, повелел начать строить вокруг Кремля на новом, уже захватывающем более обширное пространство, месте каменную стену с башнями, бойницами, воротами. Для этого пришлось много сломать, кое-что перенести на другие места.

Первым был возведен величавый собор во имя Успения Пресвятой Богородицы - главный собор всего Московского государства. Возведение нового храма поручили мастерам Мышкину и Ивану Кривцову. За образец им указано было взять Успенский собор во Владимире, но при этом превзойти его в длине и ширине. Кривцов и Мышкин начали строительство собора в 1472 году. В 1473-1474 годах, были сложены стены собора и сведены своды. Но когда приступили к кладке верха, собор обрушился. Причинами разрушения оказались нерациональное устройство лестницы, ведущей на хоры, и плохая вязкость раствора. Разрушение, почти готового, собора произвело чрезвычайно тягостное впечатление на москвичей. Иван III пригласил для возобновления строительства мастеров из Пскова, считавшихся тогда лучшими в России зодчими. Но приехавшие в Москву псковичи, осмотрев руины собора, наотрез отказались его достраивать. Это побудило Ивана III к нестандартным решениям. Для задуманного им грандиозного переустройства столицы он пригласил архитекторов из Италии.

В 1475 г. в Москву приехал итальянец Аристотель Фиораванти, который прежде выполнял заказы миланского герцога, короля Венгрии и папы римского. Иноземному архитектору поручили строить Успенский собор. В итоге итальянский мастер выстроил своеобразное здание. В его архитектурных формах утонченность и изысканность владимирского зодчества, лаконизм и суровая простота новгородских построек соединялись с художественным видением архитектуры итальянского Возрождения. Успенский собор был построен в смешанной технике: нижние части из белого камня, верхние - из кирпича. Строился собор на основе точных математических расчетов - т. е. с помощью циркуля и линейки, а не на глазок, как прежде. Фиораванти научил русских строителей способу изготовления более качественного красного кирпича и составлению особых известковых растворов. Благодаря новаторству конструктивных решений храм приобрел величественный и строгий вид, стал символом единства и могущества Русского государства.

Рядом с Успенским собором на территории Кремля под руководством других итальянских мастеров были возведены Архангельский собор (Алоизио да Каркано, 1505-1509); знаменитая колокольня Ивана Великого (Бон Фрязин, 1505-1508, столп колокольни достроен в 1598-1600 гг.). Пожалуй, самым нетрадиционным из храмов Кремля оказался Архангельский собор, напоминающий итальянские дворцы («палаццо»). Он стал усыпальницей московских князей и царей вплоть до Петра I. Рядом с храмами была построена резиденция великого князя московского. Первым зданием ансамбля стала Грановитая палата. Она построена в 1487-1491гг. итальянцами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари (он руководил также строительством стен и башен Кремля). В течение всего 16 в. возводились все новые дворцовые здания. Облик Московского Кремля отличался живописными контрастами, для него было характерно соседство построек различных стилей и эпох. Архитектурный комплекс Соборной (Ивановской) площади с ожерельем храмов и Грановитой палатой – важнейшим светским зданием – воплощал важнейшие духовные идеалы Московского царства.

Некоторые башни и храмы Кремля построены русскими мастерами, так как формы их носят на себе характер деревянных сооружений. Наши мастера не могли отрешится от усвоенных ими в совершенстве форм деревянных башен, которые, как известно, были построены во множестве по стенам, окружавшим тогдашний город Москву, и отличались своей громадностью, сложностью конструкции и мастерством исполнения. Плотничное мастерство достигло возможного совершенства в древней деревянной Руси, так как чудный свой материал и постоянная, благодаря пожарам, обильная работа этому крайне способствовали. Именно этому обстоятельству и следует приписать формы нынешних небольших башен Кремля.

К концу XV - началу XVI в. Московский Кремль становится самым значительным фортификационным сооружением в Европе. Причем его башни, соборы, гражданские постройки совершенны не только по своей архитектуре, но и по интерьерам и отделке. В XVII в. кремлевские башни, кроме Никольской, украшаются многоярусными шатрами, выполненными в традициях древнерусского зодчества. Ярко-зеленая черепица, белокаменные грани, золоченые флюгера - все это создавало впечатление праздничности, нарядности. Возводятся также гражданские и культовые постройки: Теремной дворец (1635-1635), Потешный дворец (1651-1652), Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов (1642-1656).

Смешение разнородных архитектурных стилей явилось очевидным новаторством, преодолением привычного канона храмового зодчества.

стены и башни Кремля

В настоящее время кремлевские стены раскинуты на протяжении 2235 м толщина от 3.5 до 6.5 и высота от 5 до 19 м. и, как бы следя за очертанием кремлевского холма, то спускаются вглубь, то подымаются на самый холм, и образуя неправильный треугольник. По верху стены идет боевой ход шириной 2-4 м, по которому можно пройти от башни к башне. Он уложен квадратными плитами со скатом и лестницами при переломе, а в самой толщине часто можно встретить коридоры и теперь; а в былое время в них же помещались так называемые застенки, каморы, ямы для преступников. У внутренней подошвы были расположены навесы и погребки для снарядов и пороха. Боевой опирается на ритмично чередующиеся арки ("печуры"). С наружной стороны его прикрывают 1045 двурогих зубцов (так называемые мерлоны, или "ласточкины хвосты", высотой 2-2,5 м, толщиной 65-70 см), с внутренней - парапет. Когда-то над стеной была двускатная деревянная кровля, укрывавшая стрельцов в непогоду и предохранявшая стену от дождя, снега и ветра. В 18 в. она сгорела и больше не восстанавливалась за ненадобностью.

Московский Кремль имеет 20 башен. Самая "старшая" из них Тайницкая (1485), самая "юная" - Царская (1680).

Рассмотрим некоторые из них:

Водовзводная башня

В юго-западном углу Кремль охраняет Водовзводная башня. Это одна из красивейших построек всего ансамбля. Башня была построена в 1488 году архитектором Антонио Джиларди. Сначала она носила название Свибловой, по имени бояр Свибловых. Современное название башня получила в 1633 году после установки в ней водоподъемной машины и устройства первого в России напорного водопровода для подачи воды из Москвы-реки в Кремль.

Боровицкая башня

У подножия одного из семи холмов, на которых стоит Москва, находится башня, которая отличается от других своей ступенчатой формой. Это Боровицкая башня. Ее название происходит от древнего бора, покрывавшего когда-то весь холм. Боровицкая башня была построена итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари в 1490 г. Имеет форму ступенчатой пирамиды. Башня имела 5 боевых ярусов. Бойницы навесного боя находились на верхней площадке. Стрельница в этой башне находится не спереди, как в других башнях, а сбоку с учетом поворота стены.

Комендантская башня

Это небольшая глухая строгая башня. Ее строительство было закончено к 1495 году. Прежде она называлась Колымажной - от Колымажного двора в Кремле, где хранились царские повозки, кареты. Свое нынешнее название она получила в 19 веке: рядом с ней в Потешном дворце жил комендант Москвы. Как и все башни Кремля, она была надстроена в 1676-1686 годах шатром с вышкой. Высота башни со стороны Александровского сада - 41.25 м.

Оружейная башня

Это небольшая башня. Ее строительство было закончено к 1495 году. Свое современное название она получила в 19 веке по построенному на территории Кремля зданию Оружейной палаты. До этого она называлась Конюшенной, так как за ней в древние времена находился царский Конюшенный двор.

Троицкая башня

Этой башней архитектор Алевиз Фрязин Старый завершил возведение укреплений со стороны реки Неглинной, позднее Александровского сада. Башня была построена в 1495-1499 гг. Значение башни для западного фасада Кремля такое же, как и Спасской для восточного. Архитектор, который надстраивал башню в 1685г., учел это и придал ее шатровому завершению почти такое же декоративное убранство, как и у Спасской. Башня шестиэтажная, с глубокими двухэтажными подвалами, служившими для оборонных целей, а позднее в 15-16 веках использовавшимися как тюрьма Ворота башни служили проездом к хоромам царицы и царевен, ко двору патриарха. Троицкая башня самая высокая башня Кремля, ее высота - 80 м.

Никольская башня

Башня проездная, находящаяся на восточной стене (высота 70,4 м), построена архитектором Пьетро Антонио Солари в 1491 году, название связывают по одним данным с иконы Николая Чудотворца, помещавшейся над проездными воротами стрельницы. В 17 веке Никольские ворота служили главным образом для подъезда к боярским и монастырским подворьям в Кремле.

Сенатская башня

Башня расположена сразу же за Спасской башней, позади Мавзолея В.И.Ленина. Башня была построена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. Сенатская башня выполняла сугубо оборонительные функции, защищала Кремль со стороны Красной площади Высота башни - 34,3 м.

Спасская башня

Она по праву считается самой красивой и самой стройной башней Кремля. Архитектор Пьетро Антонио Солари, построивший ее в 1491 году, по сути дела, положил Спасской башней начало строительству восточной линии укрепления Кремля. Ворота Спасской башни испокон веков были главным парадным въездом в Кремль. В 50-х годах XXVII века на вершине башни Кремля водрузили герб Российской империи – двуглавого орла. Позже подобные гербы установили на самых высоких башнях - Никольской, Троицкой и Боровицкой. Спасская башня имеет 10 этажей. Три этажа заняты механизмом Кремлевских курантов - главных часов государства. Высота башни - 67,3 м.

Царская башня

Это самая молодая и самая маленькая башня. Она сооружена в 1680 году. Точнее, это не башня, а каменный терем. Когда-то здесь была небольшая деревянная башенка, с которой, как утверждают легенды, царь Иван IV Грозный любил наблюдать за событиями, происходившими на Красной площади, - отсюда и название башни.

Набатная башня

Эта башня была построена в 1495 году. Свое название она получила от набатного колокола, оповещавшего москвичей о надвигающихся событиях или опасности. Башня была поставлена на взгорье, и с нее открывался обзор южных окрестностей. На башне круглые сутки дежурили караульщики, следя за дорогами.

Тайницкая башня

Самая "старая" башня Московского Кремля - Тайницкая. С нее началось сооружение кремлевских укреплений. Под башней был вырыт тайник-колодец, которому башня и ворота ее обязаны своим названием. В случае осады через этот колодец и подземный ход можно было снабжать Кремль водой. К сожалению, башня, построенная в XV веке, до нас не дошла. В 1770 году ее снесли, так как в Кремле приступали к строительству Кремлевского дворца по проекту В.Баженова. Однако уже в 1771-1773 годах башня была восстановлена по обмерным чертежам М.Казакова с последующей надстройкой шатрового верха. Высота ее 38,4 м.

Безымянная башня

В 1480-х годах рядом с Тайницкой башней была сооружена Безымянная башня, отличающаяся скупыми архитектурными формами. Она всегда выполняла сугубо оборонительные функции. У башни трудная судьба. В 1547 году от взрыва пороха башня разрушилась, а в 17 веке ее возвели вновь. Тогда же ее надстроили шатровым ярусом. В 1770-1771 годах башню разобрали, чтобы освободить место для постройки Кремлевского дворца по проекту В.И.Баженова. Когда строительство дворца было прекращено, башню построили вновь в 1783 году несколько ближе к Тайницкой башне. Высота башни - 34,15 м.

Благовещенская башня

Башня была построена в 1487-1488 годах. Это невысокая четырехгранная башня. В ее основании плиты белого известняка. Они сохранились от древнего белокаменного Кремля 14 века. Во времена Ивана Грозного башня использовалась как тюрьма. Высота башни - 30,7 м.

Кремлевские башни по своей конфигурации делятся на круглые и четырехугольные. Это не прихоть архитектора, а своеобразный фортификационный прием. Расположенный на Боровицком холме, Кремль в плане имеет неправильный треугольник площадью 27.5 га, с юга омываемый Москвой-рекой, с северо-запада ограничиваемый Александровским садом, а с востока - Красной площадью. По углам треугольника располагались круглые башни - Угловая Арсенальная, Водовзводная и Беклемишевская, которые были наиболее прочными и позволяли вести обстрел вкруговую. В том месте, где к Кремлю подходили важные стратегические дороги, возводились мощные четырехугольные башни с проездными воротами - Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская. С наружной стороны их защищали стрельницы. Остальные башни располагались между угловыми и проездными и носили сугубо оборонительный характер. До 17 в. (когда появились шатры) башни заканчивались зубцами, под которыми были машикули - навесные бойницы для ведения ближнего боя. Они сохранились до наших дней почти на всех башнях.

Заключение.

Несомненно, Кремль ценен не только со стороны истории, но и как величайшее произведение искусства. Московский Кремль является древнейшим сооружением Москвы и представляет собой великолепный архитектурный ансамбль, складывавшийся на протяжении нескольких веков. В архитектуре Кремля ярко отразились многие этапы исторического развития русского народа и русского государства, и нашли блестящее выражение характерные черты национальной культуры.

Архитектурный комплекс Кремля образован храмовыми и дворцовыми зданиями, прекрасными ярусными кремлевскими башнями и доминирующим над ними столпом «Ивана Великого». Кремль с прилегающей к нему Красной площадью, является композиционным центром Москвы, с которым связаны архитектура города, его крупнейшие архитектурные ансамбли. Новые здания, мосты, облицованные камнем набережные, асфальтированные площади слились с Кремлем в единое архитектурное целое.

Кремль, несмотря на постоянную перестройку частей его древних укреплений, в целом не потерял своих художественных качеств единого ансамбля. Каждая башня Кремля красива сама по себе, но их сочетание друг с другом, с другими постройками Кремля и с городом создает наиболее впечатляющие образы.

Восемьсот лет назад Москва зародилась на месте Кремля и выросла вокруг него, как выросла вокруг Москвы Россия. Кремль обусловил радиально-центрическое развитие плана древней столицы. Являясь композиционным центром Москвы, он не только собрал вокруг себя огромный город в единое целое, но позже и сам органично включился в живописный его силуэт. Трудно представить Москву без Кремля. Это святое место дорого для всех россиян. Кремль - сердце Москвы и России.

Литература

1. Канторович И.В. «Из истории Москвы», М., 1997 г.

2. Иванов В.Н. «Московский Кремль», Государственное издательство «Искусство», М., 1971 г.

3. Сурмина И. О. «Самые знаменитые крепости России» . – М., Вече, 2002 г.

(франц. ensemble - совокупность, стройное целое) группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта. Постоение ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, быть определено взглядами архитекторов или заказчиков, а также историей его возникновения. * * * взаимная согласованность, стройное единство частей, образующих нечто целое, напр архитектурный ансамбль. Петербург - город ансамблей. Лучшие из них - Петропавловская крепость, стрелка Васильевского острова, Дворцовая пл., Сенатская пл., ансамбль Александрийского театра. (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)


Смотреть значение Ансамбль в других словарях

Ансамбль — м. франц. худож. общность, совместность, общее согласие картины, музыки; взаимное соответствие, стройная полнота.
Толковый словарь Даля

Ансамбль — ансамбля, м. (фр. ensemble). 1. Стройное объединение, согласованность всех частей какого-н. целого (книжн.). Архитектурный ансамбль. 2. Художественно согласованное, дружное исполнение........
Толковый словарь Ушакова

Ансамбль М. — 1. Художественная согласованность, стройность исполнения драматического, музыкального и т.п. произведения несколькими артистами. // Музыкальное произведение или его........
Толковый словарь Ефремовой

Ансамбль — -я; м. [франц. ensemble].
1. Взаимная согласованность в исполнении несколькими артистами драматического, музыкального и т.п. произведения. Достигнуть ансамбля в игре.
2.........
Толковый словарь Кузнецова

Ансамбль — (франц. ensemble - совокупность - стройное целое),..1) всценическом искусстве гармоническое сочетание всех компонентов спектакля,подчиненных единому замыслу...2) Группа исполнителей,........

Ансамбль Народного Танца — под руководством И. А. Моисеева - крупнейшийхореографический коллектив, создан в 1937 в Москве; с 1965 академический.Исполняет танцы народов мира.
Большой энциклопедический словарь

Ансамбль Народного Танца Грузии — хореографический коллектив, создан в1945 в Тбилиси Н. Ш. Рамишвили и И. И. Сухишвили; с 1971 академический С1985 художественный руководитель Рамишвили и Т. И. Сухишвили.
Большой энциклопедический словарь

Ансамбль Песни И Пляски — дважды Краснознаменный им. А. В. Александрова -крупнейший армейский художественный коллектив, создан в 1928 в Москве; с1978 академический. Организатор и художественный........
Большой энциклопедический словарь

Берлинер Ансамбль — (Berliner Ensemble) - немецкий драматический театр.Основан в 1949 в Берлине Б. Брехтом и Е. Вейгель как театр антифашистскойи антимилитаристской направленности. Включает в репертуар........
Большой энциклопедический словарь

Милнера-хэбба Клеточный Ансамбль — (Р. М. Milner, совр. амер. физиолог) гипотетическая структура в коре головного мозга, представляющая собой совокупность клеток, связанных в результате обучения и возбуждающихся........
Большой медицинский словарь

Нейронный Ансамбль — совокупность нейронов, составляющих функциональную группу в высших отделах мозга.
Большой медицинский словарь

Камерный Ансамбль — группа исполнителей камерной музыки (трио, квартети др.), выступающая как единый художественный коллектив. 2) Музыкальноепроизведение, написанное для небольшого состава участников.
Большой энциклопедический словарь

Канонический Ансамбль — Гиббса - статистический ансамбль длямакроскопической системы, находящейся в тепловом равновесии с окружающейсредой заданной температуры. Если при этом система обменивается........
Большой энциклопедический словарь

Красноярский Ансамбль Танца Сибири — хореографический ансамбль. Основан в1960. Художественный руководитель - М. С. Годенко (с 1963).
Большой энциклопедический словарь

Мемориальный Ансамбль — архитектурный художественный комплекс,воздвигнутый в честь павших героев, выдающихся деятелей и событий. объединяет в архитектурно организованномпространстве сооружения,........
Большой энциклопедический словарь

Микроканонический Ансамбль — Гиббса - статистический ансамбль длямакроскопической энергетически изолированной системы с постоянным числомчастиц.
Большой энциклопедический словарь

Статистический Ансамбль — совокупность большого числа невзаимодействующиходинаковых физических систем - "копий" данной системы, находящихся водинаковых макроскопических, но разных микроскопических........
Большой энциклопедический словарь

Ансамбль — «Выступает Дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской армии... Танцевальный ансамбль «Березка»... скрипачей Большого театра...» Такое вы, наверное, слышали........
Музыкальный словарь

Ансамбль — (от франц. ensemble - вместе).
1) Группа исполнителей, выступающих совместно. К А. относят гл. обр. немногочисл. составы, в к-рых каждую партию исполняет один музыкант (т.н.........
Музыкальная энциклопедия

Ансамбль песни и пляски Советской Армии — (Дважды Краснознамённый ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова) - крупнейший армейский художеств. коллектив Советского........
Музыкальная энциклопедия

Ансамбль советской оперы — (Ансамбль советской оперы Всероссийского театрального общества). Работал в 1934-62 в Москве. Основатели ансамбля - К. М. Попов и Е. Б. Лигин. А. с. о. пропагандировал произв.........
Музыкальная энциклопедия

Камерный ансамбль — 1) Группа артистов, выступающих как единый художеств. коллектив с исполнением камерной музыки. Наибольшим распространением пользуются камерные инстр. ансамбли и в их........
Музыкальная энциклопедия

Краснознамённый имени А. В. Александрова ансамбль песни и пляски Советской армии — см. Ансамбль песни и пляски Советской Армии.
Музыкальная энциклопедия

Гиббса Статистический Ансамбль — совокупность большого числа одинаковых статпстич. систем, к-рые характеризуются одними и теми же значениями термодинамич. параметров, но могут находиться в различных........
Математическая энциклопедия

Статистический Ансамбль — - принятое в статистич. физике название фазового пространства (пространства состояний) какой-нибудь физич. системы вместе с нек-рым способом усреднения физич. величин (т.
Математическая энциклопедия

Ми́лнера - Хэ́бба Кле́точный Анса́мбль

Уникальные архитектурные ансамбли России.

В каждом уголке мира есть места, которые всегда хочется нам посмотреть, узнать историю и оставить в своей памяти. Предлагаю Вам, посмотреть на уникальные ансамбли архитектуры России, которые всегда нам интересно увидеть.

Ярославль. В центре города сохранилась радиальная планировка, к которой стремилась Екатерина II, проводившая в 1763 году градостроительную реформу в России. Это хорошо видно с высоты звонницы Спасо-Преображенского собора.

Соловецкий монастырь, Архангельская область. Мужской монастырь появился на Соловецких островах в 1430-е годы. С приходом к власти большевиков, он был ликвидирован, а в 1923 году на его территории создан первый в стране лагерь особого назначения, через который прошли сотни тысяч политических заключенных.

Кижи, Карелия. Архитектурный ансамбль Кижского погоста - это две уникальные деревянные церкви и колокольня.

Покрова на Нерли, Владимирская область. Двести с лишним лет назад один из самых красивых храмов Руси

Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Москва. Первый каменный шатровый храм в России, возведенный в начале XVI века. Согласно легенде, его выстроили в честь рождения Ивана IV - будущего царя-тирана Ивана Грозного.

Земляные валы и оборонительные рвы вокруг Суздальского Кремля сохранились с XI века!

Самый старый из русских кремлей — Новгородский детинец - впервые упоминается в летописи XI века. Необычная архитектурная деталь детинца — надвратные церкви.

Комплекс зданий и сооружений Казанского Кремля - это сочетание русского и татарского архитектурных стилей. Казань — самый северный островок мусульманской цивилизации и в то же время самая южная точка, где находятся храмы, построенные в традиции псковско-новгородских зодчих.

Троице-Сергиева Лавра, Сергиев Посад. Самый крупный православный мужской монастырь России. В 1380 году здесь получил благословение Дмитрий Донской, отправляясь на Куликовскую битву. Сюда же он вернулся после победы - поминать погибших воинов.

Ферапонтов монастырь известен прежде всего фресками в соборе Рождества Богородицы, которые создал в 1502 году знаменитый представитель московской школы иконописи Дионисий с двумя сыновьями. Они работали над ними 34 дня.

Если у Вас намечается бизнес - встреча, то для этого Вам подойдет Статский Советник Санкт-Петербург . Отель находится в историческом центре города. Посетите сайт: hotel-sovetnik.ru. узнаете подробно об отеле, а также можете забронировать номер on-line. Этот отель точно для Вас.

Последние материалы сайта