Люди, выжившие после авиакатастрофы: реальные истории. Лариса Савицкая — выжившая Девушка которая выжила в автокатастрофе

01.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Можно ли выжить в авиакатастрофе? Эти вопросы задают себе инженеры, спасатели, даже работники страховых компаний. Но часто думают об этом и самые обычные люди, которым временами приходится становиться пассажирами самолётов. Выжившая в авиакатастрофе Лариса Савицкая, вполне возможно, также задавала себе подобный вопрос. Но вряд ли она могла знать, что судьба предоставит ей возможность ответить на него собственным примером.

Сухие слова информации

Эта невероятная история произошла 24 августа 1981 года. На борту обычного АН-24, летевшего в Благовещенск из Комсомольска-на-Амуре, находился экипаж и пассажиры - всего 38 человек. В пассажирском салоне, ближе к хвостовой части, сидела молодая супружеская пара: Лариса и Владимир. Их свадьба состоялась всего несколькими месяцами раньше. На высоте чуть более 5200 метров лайнер столкнулся с военным самолётом.

Не будем сейчас обсуждать, как и по чьей вине произошла трагедия, - это отдельная тема для большого разговора. Для нас важно то, что в результате удара пассажирское судно мгновенно потеряло крылья, топливные баки и часть фюзеляжа. Оставшийся огромный обломок полетел к земле, при этом несколько раз от него отваливались большие куски.

В таких ужасных катастрофах не выживает никто. Обломки самолёта упали в лес и разлетелись на сотни метров. Спасатели даже не сразу появились на месте крушения, так как считали, что шансов увидеть живых - нет никаких. Когда они всё же прибыли на место, взору предстала зловещая картина: фрагменты трупов, висевшие на ветках деревьев, кровь, тела, перемешанные с металлом и сиденьями… С момента авиакатастрофы прошло уже два дня.

И вдруг среди сломанных берёзок люди увидели живую женщину! Израненную, всю в грязи и крови, но живую и даже идущую самостоятельно! Это была Людмила Савицкая.

Чудеса ещё случаются

Впоследствии женщина не раз и в подробностях рассказывала о своём невероятном спасении. Во время удара её выбросило в проход (девушка спала). Мгновенно лицо обожгло жаром и морозом: за бортом было - 30º, а рядом что-то горело.

Оглядевшись, Лариса поняла: она находится в одном из кусков фюзеляжа. Рядом, пристёгнутый в кресле, сидел окровавленный муж, не подававший признаков жизни. Обломок самолёта с Ларисой внутри стремительно летел к земле.

И в этот момент девушка почему-то вспомнила кадры из фильма, который смотрела недавно. Фильм назывался «Чудеса ещё случаются», он рассказывал о стюардессе, выжившей в авиакатастрофе, благодаря грамотному расположению в кресле.

Не отдавая себе полного отчёта, Лариса подползла к креслу, забралась в него, пристегнулась и свернулась клубочком. Точно так же, как это сделала героиня фильма.

Уже потом специалисты определили, что обломок фюзеляжа с Ларисой «на борту» спускался на землю около 8 минут. Видимо, определённую роль сыграло здесь и то, что он, наверное, немного планировал, подобно большому листу железа. К тому же «приземление» пришлось на молодой берёзовый подлесок.

Очнувшись, Лариса увидела, что по-прежнему сидит в кресле, напротив мёртвого мужа. Она совсем не чувствовала боли, хотя впоследствии оказалось, что у неё выбита большая часть зубов, сломано два ребра, одна рука, есть серьёзный ушиб позвоночника и сильное сотрясение мозга. Да и спасателей пришлось ждать очень долго: ей казалось, целую вечность.

Почему она выжила

Специалисты разных профилей подробно изучили феноменальный случай. Они пришли к выводу, что Ларисе помог остаться живой целый ряд обстоятельств.

  1. Фюзеляж, как уже говорилось, не смог разогнаться до большой скорости из-за эффекта планирования.
  2. Берёзовые деревья сработали подобно мягкому амортизатору.
  3. Девушка не запаниковала, а сделала всё идеально правильно, компактно устроившись в мягком кресле. В этом большущую роль сыграли кадры из фильма, которые она, по сути, воссоздала в реальности.
  4. Всё время, пока Савицкая ждала спасателей, шёл мелкий дождь. Он обеспечивал организм девушки необходимой влагой.

Впоследствии Имя Светланы Савицкой внесли в российский вариант Книги рекордов Гиннесса, причём сразу в двух номинациях: как человек, выживший после свободного падения с высоты свыше 5 км, и как человек, получивший после авиакатастрофы минимальную компенсацию - всего 75 рублей!

Лариса Владимировна Савицкая после той ужасной истории прожила ещё немало лет, родила сына и умерла в 2013 году. Её пример показывает, что чудеса бывают, но они всегда сопутствуют людям, которые не впадают в панику и до последнего борются за своё выживание.

А если говорить о мировом «достижении» в этой номинации, то здесь бесспорный лидер - бортпроводница из Югославии Весна Вулович. Девушке удалось остаться живой после падения с высоты в 10 км! Но её травмы оказались намного серьёзнее, чем увечья Ларисы.

Далее история о том, как простой советской студентке посчастливилось выжить в страшной авиакатастрофе. Власти СССР засекретили сам факт трагедии, а потому о единственной выжившей в ней стало известно лишь многие годы спустя.

В августе 1981 года супруги Лариса и Владимир Савицкие возвращались домой после свадебного путешествия. Они женились еще весной, но решили перенести медовый месяц на лето, ведь Лариса была студенткой и не хотела прерывать учебу. Молодожены вылетали из Комсомольска-на-Амуре в родной Благовещенск. Они устроились в хвостовой части самолета и мирно задремали во время полета… Внезапно Лариса проснулась от страшного удара. На высоте 5 200 метров их самолет столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16! У пассажирского лайнера оторвало крылья и срезало верхнюю часть фюзеляжа…

«Повсюду были слышны крики. Я повернулась к мужу, и увидела, что он уже мертв - его убило осколками. Я попрощалась с Володей и стала ждать смерти», - вспоминает Лариса о тех событиях. «Пока мы падали, у меня перед глазами внезапно промелькнули кадры из американского фильма “Чудеса еще случаются”, который мы недавно смотрели с Володей в кинотеатре. Там девушка также попала в авиакатастрофу и, вжавшись в свое кресло, падала над джунглями. По ее примеру я перебралась к креслу возле иллюминатора, чтобы видеть, сколько осталось до земли, и вцепилась в него мертвой хваткой.»

Через несколько часов после падения Лариса пришла в себя. Она оказалась единственной выжившей из 38-ми пассажиров. «Когда я открыла глаза, то прямо перед собой в нескольких метрах увидела своего мужа. Казалось, что он хотел меня видеть и таким образом попрощался со мной», - рассказывает Лариса о минувших событиях. В результате падения женщина получила многочисленные травмы. У нее были сломаны позвоночник, рука и несколько ребер, выбиты зубы, а также было серьезное сотрясения мозга. Но из-за шока Лариса не чувствовала боли. Она соорудила себе небольшой убежище, грелась при помощи чехлов от сидений и укрывалась куском полиэтилена от дождя и комаров. Три долгих дня Женщина провела в тайге, прежде чем ее обнаружила наземная поисковая группа. До этого ее несколько раз видели пилоты вертолетов, но восприняли ее за кухарку геологов. Никто и подумать не мог, что после такой аварии могут быть выжившие.

Советская власть засекретила факт авиакатастрофы. Ни в одной газете о произошедшем не написали ни строчки. А возле палаты, где в течение трех месяцев Лариса приходила в себя, постоянно дежурило двое людей в штатском, не пуская к ней никого из друзей. «От родителей я узнала, что они уже вырыли для меня могилу. Родственников всех пассажиров того рейса оповещали об их смерти по списку. Кроме того, родители посоветовали мне никому не рассказывать о произошедшем. С ними провели работу соответствующие органы и пригрозили молчать», - рассказывает Лариса.

После ужасной авиакатастрофы Лариса Савицкая два раза внесена в книгу рекордов Гинесса:
- как выжившая после падения с высоты 5200м,
- и как получатель минимальной суммы компенсации ущерба в авиакатострофе - 75 рублей

После авиакатастрофы Ларису парализовало, но она все же смогла выкарабкаться, хотя и вынуждена была перебиваться случайными заработками и даже голодала. Позже Лариса узнала, что после авиакатастрофы для нее с мужем уже была готова могила, ведь она оказалась единственной выжившей. В 1986 году Лариса родила сына Гошу, и они вдвоем долгое время существовали на пособие по уходу за ребёнком. В двухтысячных годах Лариса Савицкая давала интервью, хотя и неохотно. Сложными в ее жизни, возможно, были не те дни в тайге, которые она провела рядом с остатками самолета и телом мужа, а все последующие годы. «Жить всегда лучше, чем не жить». Сомневалась ли она с этим утверждением в тяжелые минуты – неизвестно. Но однажды, в одном из интервью, Лариса Савицкая сказала: «Если меня здесь оставили, значит, что-то еще я должна сделать…».

То самое место падение самолета...

23 декабря 2016 года в возрасте 66 лет умерла легендарная стюардесса Весна Вулович, которая в 1972 году присутствовала при взрыве в салоне самолета, а затем упала вместе с обломками с высоты 10 км.

Она получила многочисленные переломы и травмы, на несколько дней впала в кому, но затем восстановилась, вошла в Книгу рекордов Гиннесса и стала мировой знаменитостью.

26 января 1972 года 22-летняя Весна Вулович летела из Стокгольма в Белград на самолете McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании Yugoslav Airlines. Когда самолет пролетал над немецким Херсдорфом, он исчез с радаров, а через 46 минут после вылета взорвался в воздухе. Предполагается, что бомбу на борт пронесли хорватские националисты - усташи. Обломки упали рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии.

Из 28 человек, которые находились на борту, выжила только Вулович. В результате падения она получила переломы основания черепа, трех позвонков, обеих ног и таза, несколько дней пробыла в коме, но потом очнулась и первым делом попросила сигарету. Интересно, что по ошибке авиакомпании девушка попала на рейс вместо другой стюардессы с тем же именем (Весны Николич). К моменту катастрофы бортпроводница еще не окончила обучение и в экипаже находилась в качестве стажера.

Что же спасло Вулович, которая три минуты провела в свободном падении? Возможно, то, что ее зажало в хвосте самолета, между трупами и частями багажа. К тому же удар смягчили сосновые ветки и толстый слой снега.

Ее крики в лесу услышал лесник Бруно Хенке, который во время Второй мировой войны был врачом немецкой армии. Он помог девушке продержаться до прибытия медицинской помощи.

Вулович провела 10 месяцев с параличом нижней части тела (от пояса к ногам). После этого она лечилась еще шесть месяцев, но затем восстановилась и даже попросилась снова летать в рейсы с JAT. Ей отказали и вместо этого предоставили работу в офисе авиакомпании.

Такое бесстрашие объясняется тем, что Весна не помнила ни аварию, ни свое спасение. В интервью 2008 года она призналась, что помнит только то, как приветствовала пассажиров после взлета из Копенгагена, а затем уже - как очнулась в больнице и увидела мать.

Вулович стала национальной героиней: ей предоставил прием маршал Тито, что тогда считалось большой честью для гражданина Югославии. Женщине посвящали песни и приглашали ее на самые популярные телевизионные шоу. Стало популярно называть девочек в честь стюардессы, которая выжила: это будто бы приносило им удачу.

Весна Вулович использовала свою известность в политических целях: она протестовала против власти Слободана Милошевича, а позже агитировала за одну из партий на выборах.

Пик международной славы Вулович пришелся на 1985 год, когда от имени Книги рекордов Гиннесса ее пригласили в Лондон. Там Вулович получила награду как человек, выживший при падении без парашюта с максимальной высоты. Приз женщине вручил музыкант Пол Маккартни, кумир ее юности.
Весна говорила, что она в той же степени «оставшаяся в живых», что и другие жители Сербии: «Мы, сербы, по-настоящему уцелевшие. Мы пережили коммунизм, Тито, войну, бедность, бомбежки НАТО, санкции и Милошевича. Мы просто хотим нормальной жизни».

23 декабря Весна Вулович была найдена мертвой у себя дома в Белграде: полицейские вскрыли квартиру женщины по просьбе ее друзей, встревоженных, что она не отвечает на звонки. Причина смерти неизвестна, но, как сообщают друзья Вулович, ее здоровье за последнее время пошатнулось.

11 января 1961 года родилась Лариса Савицкая, пассажирка, выжившая после авиакатастрофы и падения с высоты более 5000 метров

Личное дело

Лариса Владимировна Савицкая (55 лет) родилась в Благовещенске Амурской области. В 20 лет Лариса с мужем Владимиром возвращались в родной город из свадебного путешествия на море.

Они летели рейсом 811 на Ан-24РВ из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск.

24 августа 1981 года самолёт Ан-24, на котором летели супруги Савицкие, на высоте 5220 м столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16. Причиной катастрофы стала слабая согласованность военных и гражданских диспетчеров. Экипаж Ан-24 не доложил об уклонении от основной трассы, а экипаж Ту-16 сообщил, что занял высоту в 5100 м за 2 минуты до того, как это произошло на самом деле.

Бомбардировщик разрушил авиалайнеру крыло и верхнюю часть фюзеляжа, ему самому винтами разрубило фюзеляж в районе кабины. После столкновения экипажи обоих самолётов погибли. Оба самолёта упали в тайгу и загорелись. При этом оставшаяся часть пассажирского самолета в ходе падения несколько раз разломилась. Обломки разбросало на площади 5 × 1,5 километра.

В момент катастрофы Лариса Савицкая спала в кресле в хвостовой части самолёта. Проснулась от сильного удара и жгучего холода - после разгерметизации самолета температура в нем моментально упала с +25 °C до −30 °C.

После очередного разлома фюзеляжа, произошедшего прямо перед её креслом, Ларису выбросило в проход. Она потеряла сознание. Очнувшись, поняла, что уже не сидит в кресле, а лежит проходе между креслами. А впереди пустота.

Их ряд оказался первым на краю разлома. «До меня дошло, что мы падаем, и еще успела подумать, что если я так, боком упаду, это будет очень больно, что надо сгруппироваться...», - рассказывала потом Савицкая. Она сумела доползти до следующего ряда, забралась в кресло, вжалась в него, вцепившись в подлокотники и упершись ногами в пол.

«Потом, как зеленый взрыв, бросились в глаза лиственницы. В нашей тайге лиственницы высокие, жесткие. Если упасть на них, остались бы одни щепки. Но тут снова повезло...». Ее часть самолёта спланировала на берёзовую рощу, которая смягчила удар.

Несколько часов Савицкая находилась без сознания. Очнувшись, увидела перед собой кресло с телом мёртвого мужа. «Володя сидел, положив руки на колени, и смотрел на меня остановившимся взглядом». Дождь, который лил все это время, уже смыл кровь с его лица.

Лариса получила ряд серьёзных травм, но, несмотря на это могла самостоятельно передвигаться. Когда смогла встать, она сняла белую накидку с кресла и закрыла мужу лицо.

В ожидании спасателей Савицкая соорудила себе временное убежище из обломков самолёта. Согревалась чехлами с сидений, а от комаров спасалась, укрываясь целлофановым пакетом. Пила воду из луж - все эти дни шёл дождь.

Ларису, а также тела её мужа и ещё двух погибших в том отсеке пассажиров нашли только через два дня - последними из всех жертв катастрофы. Родственники за это время уже успели заказать ей гроб и даже вырыть могилу.

Савицкая оказалась единственной выжившей из 38 человек, находившихся на борту Ан-24.

Ее доставили вертолетом в ближайший город Завитинск, где базировался военный аэродром, к которому был приписан погибший бомбардировщик, и положили в больницу. Однако спустя всего сутки выписали, отправив домой.

В Благовещенск, находившийся в трехстах километрах от Завитинска, Савицкая добиралась на заднем сиденье "Жигулей" по таежным дорогам.

В благовещенской больнице врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы. Последствия этих травм сказываются на протяжении всей последующей жизни Ларисы Савицкой.

Год после катастрофы она пролежала дома пластом, "тарелку супа съесть и то было трудно".

Потом стала пытаться вернуться к нормальной жизни. Закончила институт, получив диплом биолога, пошла учителем в школу. Однако в школе продержаться смогла меньше года и дальше уже искала работу полегче -- лаборанткой, страховым агентом.

В 1985 году Савицкая без мужа родила сына Гошу. А через два месяца после родов ее мать погибла в автокатастрофе.

Лариса жила с ребенком на пособие матери-одиночки, составлявшее 32 рубля. Перепечатывала тексты, торговала книжками. После перестройки организовала фирму по продаже обуви. Потом работала в представительстве "Боржоми" - до тех пор, пока ее не парализовало из-за последствий черепно-мозговой травмы.

Однако Савицкая смогла оправиться от паралича. Сейчас работает офис-менеджером в риэлторской компании.

Чем знаменита

Пассажирка Ан-24 Лариса Савицкая выжила после авиакатастрофы и падения с высоты 5220 метров. Она занесена в российское издание Книги рекордов Гиннеса как человек, выживший после падения с максимальной высоты.

О чем надо знать

Лариса Савицкая

Несмотря на многочисленные травмы, Лариса Савицкая не получила инвалидность: по советским нормативам, по отдельности ее увечья не тянули на группу, а все вместе не попадали ни под одну классификацию.

В качестве компенсации физического ущерба Свицкая получила всего 75 рублей. По нормативам Госстраха в СССР полагалось 300 руб. компенсации ущерба за погибших и 75 руб. - за выживших в авиакатастрофах.

В русском издании "Книги рекордов Гиннесса" история Савицкой упоминается дважды. Первый раз на странице 129 как рекорд падений с высоты без парашюта, а второй - в главе "Человек и общество" как человек, получивший самую маленькую компенсацию, несоизмеримую с ущербом, нанесенным здоровью (сотрясение головного мозга, два компрессионных перелома позвоночника, перелом ребра, перелом кисти запястья, многочисленные ушибы и разрывы мышечных тканей).

Прямая речь:

О катастрофе: «Грохот, крики, лицо обожгло холодом... Потом я узнала, что у нашего самолета сразу снесло крышу и отрезало крылья, только поэтому мы не взорвались -- ведь в крыльях был бензин. Нет, неба я не увидела. Был туман, как в бане. Испугаться не успела. Может быть, потому, что все шло как продолжение сна. Посмотрела на Володю -- по его лицу хлестала кровь. В следующее мгновение самолет разломился..».

О спасении : «Когда спасатели меня обнаружили, они, кроме "му-му", ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека. Да и видок у меня был еще тот. Я была вся цвета чернослива с серебристым отливом - краска с фюзеляжа оказалась на редкость приставучей, мама ее потом месяц выковыривала. А волосы от ветра превратились в большой кусок стекловаты».

Летчик спасательного вертолета о катастрофе : «Не понимаю, в голове не укладывается... Лобовое столкновение самолетов. Как тут можно уцелеть? А падать с пятиверстовой высоты! Представляете: стена дремучей тайги, торчат сопки, а этот обломок приземляется точь-в-точь на болотистой поляне метров тридцать в диаметре? Сверху она казалась как круг, аккуратно нарисованный циркулем. Потом я еще раз специально на то место летал -- ни один сучок там не был сломан. Даже страшно: будто какая-то рука вынесла ее из катастрофы и заботливо посадила...».

3 факта о Ларисе Савицкой

  • Обломок самолёта, в котором оказалась Савицкая, был размером 3 метра в ширину и 4 метра в длину. Его падение-планирование длилось долгих 8 минут.
  • И обстоятельства, и сам факт авиакатастрофы Ан-24 в СССР не афишировались. Никаких сообщений о них в прессе не было. Первая публикация о Савицкой появилась только в 1985 году - в «Советском спорте», однако в статье говорилось, что девушка упала с высоты пять километров в ходе испытания летательного аппарата оригинальной конструкции. «Видимо, им очень хотелось про это написать, но упоминать авиакатастрофу было нельзя. Тогда они придумали, что я, этакий Икарушка, полетела на самодельном летательном аппарате и упала с пяти километров, но выжила, потому что советский человек может все», - говорит Савицкая.
  • Лариса Савицкая считает, что выжить в авиакатастрофе ей помог фильм «Чудеса еще случаются»: «Судьбе было угодно, чтобы за год до этого мы с Володей посмотрели американский фильм. Там самолет падает на джунгли, и спасается только одна девушка, крепко вцепившаяся в подлокотники кресла».

Материалы о Ларисе Савицкой:

Последние материалы сайта