Вьетнам религия. Религия во Вьетнаме. Во что верят вьетнамцы и верят ли они вообще Цель каодай — выход из перерождений и слияние с Единым богом

28.08.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Однако, по данным исследования американского колледжа Питцер за 2005 года, во Вьетнаме до 81% людей являются атеистами .

В прошлом большую положительную роль в жизни страны играло конфуцианство . В период последних быстрых перемен сильные конфуцианские традиции способствовали сохранению стабильности политической жизни Вьетнама

Католичество во Вьетнаме

Христиане-католики составляют 5-7% верующих. Многочисленные католические церкви, построенные французами во времена колониализма, остались целыми и действующими, несмотря на притеснения буддистов в Южном Вьетнаме со стороны его проамериканского правителя в 70-е годы, Нго Динь Зьема, являвшегося католиком. Католическая церковь лояльна властям.

С Ватиканом у правительства СРВ всегда были сложные отношения. Во время визита в Ватикан в январе 2007 года премьер-министра Нгуен Тан Зунга и встречи с Папой Римским обсуждались пути более активного задействования потенциала вьетнамских католиков на благо всего вьетнамского общества.

Однако отношения властей и католиков не столь благостны как хотелось бы. Например, католики столицы, г.Ханоя, с декабря 2007 г. оказывают на правительство давление, проводя митинги с требованием возвратить Ватикану здание его бывшего посольства в Ханое, которое ранее было обращено в собственность государства и другие земли, на которых стоят здания частных фирм и правительственных организаций.

Например, 15 августа 2008 г. множестово прихожан под руководством пастора прихода Thai Ha в Ханой взломали стену, огораживающую фирму по производству одежды Chien Thang, вошли на ее территорию и установили статую девы Марии и кресты, а также поставили хижины, в которых совершали молитвы.

Некоторые секты христианского толка (меннониты, монтаньяры), особенно проживающие в глухих горных районах, находятся в еще более жесткой оппозиции.

Као дай, хоа хао, ислам, индуизм, Баламон

В бассейне Меконга существую сравнительно новые религиозные секты: каодай («Верховный дворец») и хоахао («Гармония и благородство») .

Каодай основывается на учении Будды, Христа, Конфуция, Виктора Гюго, Льва Толстого и других великих людей. Тремя главными святыми каодай являются китайский революционер 20-го века Сун Ят Сен, французский писатель 19-го века Виктор Гюго и вьетнамский поэт Нгуен Бинь Кхием.

Хоахао сочетает идеи буддизма, даосизма и ряда других религиозных течений. В 1940-х и начале 1950-х годов обе секты поддерживали сепаратизм на некоторых территориях, вплоть до создания собственных вооруженных формирований. Численность сторонников каодаизма около 2.5 млн., а последователей хоахао насчитывается полмиллиона.

Горные народы Вьетнама сохранили ранние примитивные верования, часть чамов придерживается индуизма , другая — ислама .

Часть национальной группы чамов исповедует религию Баламон .

Православие

В городке росссийских специалистов-нефтяников в Вунгтау функционирует православный храм . Часть русской колонии в самом крупном городе Вьетнама, Хошимине, имеет место для собраний для богослужений в самые большие даты христианства.

Вьетнам регулярно посещают представители Владивостокской епархии и Отдела внешних церковных связей РПЦ.

Обсуждается вопрос о сооружении часовни в г.Камрани на территории мемориала российско-вьетнамского военного братства.

Критика из Вашингтона

До недавнего времени Вьетнам подвергался критике со стороны США за нарушения религиозных свобод и гражданских прав. В конце 2006 года он был исключен из "черного списка" Вашингтона.

В 2004-2005 гг. во Вьетнаме были приняты "Указ о верованиях и религиях" и "Руководство для протестантских религиозных организаций". В этих документах содержится запрет на принуждение вьетнамцев к отречению от своей веры.

Религиозные общины смогли увеличить количество священнослужителей. Например, в 2005 г. в Ханое были посвящены в духовный сан 57 католических священников. Ряд протестантских церквей, закрытых в начале 2001 г., были вновь открыты и зарегистрированы. Увеличилось количество зарегистрированных религиозных организаций.

Однако, время от времени, власти Вьетнама подвергаются нападкам со стороны госдепа США за аресты отдельных священников, которые, фактически занимаются не религиозными, а политическими делами с использованием церковных площадок.

Если рассмотреть Вьетнам на карте вероисповеданий, то в глаза бросится несколько особенностей. Во-первых, это страна, в которой отсутствует официальная государственная религия: Вьетнам толерантен к различным вероисповеданиям. Во-вторых, представлены во Вьетнаме в широком ассортименте. Помимо трёх основных восточных учений (даосизма, буддизма и конфуцианства), здесь можно встретить христианскую и исламскую традиции. Также существуют местные религиозные учения - это хоахао и каодаизм. И хотя основная масса населения не причисляет себя к конкретной религиозной школе, во Вьетнаме сильна вера в предков и духов: практически в каждом доме можно увидеть небольшой алтарь с фотографиями усопших, подношениями и благовониями.

Буддизм Махаяны

Буддизм во Вьетнаме занимает, пожалуй, главенствующее место среди остальных религий, численность адептов составляет примерно 15% от всего населения страны. Он распространён в основном в форме Махаяны и появился благодаря индийским монахам во II веке до н.э. Во времена правления династии Ли (XI век) буддизм считался государственной религией (сейчас в стране нет официально установленной религиозной конфессии). Присутствует во Вьетнаме также буддизм Хинаяны и дзен-буддизм.

Хотя большинство населения страны настроено атеистически, буддизм покорил Вьетнам, религия распространилась среди всех слоёв населения в течение истории страны. Вьетнам отнюдь не переполнен буддийскими пагодами и молитвенными домами, но при желании можно найти весьма любопытные объекты. Вблизи знакомого туристам города Фантьета, что ближе к югу страны, располагается священный комплекс буддистов - гора Таку. До недавнего времени подняться на неё можно было только пешком, подъём занимал более двух часов. Однако он того стоит: помимо молитвенного комплекса, нескольких пагод и настоящих джунглей тут находится самая большая статуя во Вьетнаме - Будда в позе лёжа. Высота его составляет 11, а длина - 49 метров. Создан он был в 60-х годах XX века на пожертвования и силами монахов.

Постоянное воздействие воды пагубно влияет на монумент, в связи с чем проводят его регулярные реставрации.

И всё же, Вьетнам, основная религия которого сейчас - буддизм, - малорелигиозная страна в вопросах соблюдения канонов.

Конфуцианство и даосизм

Конфуцианство пришло к XV веку во Вьетнам: сменила буддизм, в котором к тому времени наметился раскол. Своё распространение учение получило на севере страны, где в основном и наблюдается влияние китайской культуры.

Значение конфуцианства для Вьетнама велико: в соответствии с данной идеологией закладывались основы государственного устройства и развивалась наука нового времени. Вплоть до XIX века конфуцианство удерживало статус государственной религии, широко распространённой среди знати.

Что касается учения Лао-цзы, то нельзя сказать, что оно проявило себя в полной мере как религия: Вьетнам воспринимал новые концепции и ассимилировал их в соответствии со своими местными верованиями, подразумевавшими веру в предков и духов.

Христианство во Вьетнаме

Христианская культура представлена во Вьетнаме различными направлениями, но преобладает всё же католицизм: примерно 7% всего населения являются католиками.

Влияние из Европы началось позже, чем с Востока, поэтому лишь к XVI веку христианские миссионеры достигли Вьетнама. Кстати, один из них, Александр де Род, считается изобретателем вьетнамской письменности, основанной на латинице, до этого во Вьетнаме использовали иероглифическую письменность наподобие китайской.

Уже ко второй половине XVII века во Вьетнаме появляются свои католические священники и первая Библия на вьетнамском языке. Ныне больше всего католиков насчитывается в северной провинции Ниньбинь и в южной - Донгай.

Протестантизм появился во Вьетнаме к началу XX века и распространился в основном среди малочисленных народностей. Христиане практически отсутствуют в стране, а приходы посещаются в большей степени иностранными работниками.

Ислам

Мусульман во Вьетнаме делят на две группы. Первая - это мусульмане народности Чампа (как считается, основоположники ислама во Вьетнаме). Вторая большая группа мусульман - это те, кто принял веру после вступления в брак либо является представителем смешанного брака между вьетнамцем и мусульманином.

На территории центрального и южного Вьетнама до XVI века существовало королевство Чампа. Первоначально народ чам исповедовал индуизм, затем обратился в мусульманство. Именно благодаря ему ислам распространился по Вьетнаму. На сегодняшний день около 80% всех оставшихся чамов исповедуют ислам, правда, численность их невелика.

Современные мусульмане Вьетнама немногочисленны и находятся в некоторой изоляции от своих единоверцев в других странах. Частично они населяют труднодоступные районы юга страны, где также распространены народные верования.

Религия Као Дай и Хоа Хао

Эти два культа представляют собой синтез философских учений Востока и христианской традиции с элементами спиритизма. Появились они лишь к 30-м годам XX века и скорее походили на секты, противоборствующие как между собой, так и с коммунистами. Ареал их распространения, как и большинства религий Вьетнама, - юг страны. Лишь недавно правительство начало относиться к Хоа Хао и Као Дай более лояльно, разрешив проведение некоторых ритуалов.

Культ Као Дай позиционирует себя как синтез идей буддизма, конфуцианства, даосизма, ислама и христианства, то есть как более совершенная религия. Хоа Хао также является синкретической религией, однако делает акцент скорее на буддийскую концепцию.

Религия проникала во Вьетнам как с востока, так и с Запада. Лояльное и открытое отношение народов страны к иноземным веяниям способствовало распространению многоверия и политеизма.

Религиозная карта Вьетнама

При взгляде на Вьетнам на карте можно уловить особенность распространения религиозных конфессий по территории страны: преобладающее большинство их расположено к югу страны. Тамже особо сильна вера в различных духов и божеств. Юг страны - то место, где сочетаются между собой мистический Вьетнам, религия Запада, учения Востока. Это удивительно.

Вьетнам, религия - понятия, которые при сочетании дают весьма оригинальный результат. Европейские храмы и костелы выглядят в Азии крайне необычно, так же, как и мусульманские мечети. К тому же любая религия во Вьетнаме несёт на себе следы местных веровании и памяти усопших. И в заключение - верующие вьетнамцы в основной своей массе не соблюдают строго предписаний, придерживаются, скорее, срединного пути.

ВЬЕТНАМ. ГОРЯЩИЕ ТУРЫ, ПУТЕВКИ В ВЬЕТНАМ ИЗ КИЕВА. ОТДЫХ В ВЬЕТНАМЕ
Религия Вьетнама - Около 70 % населения Вьетнама исповедуют буддизм (с элементами таоизма и конфуцианства), около 10% населения исповедуют католицизм, около 400,000 человек.
Валюта Вьетнама - официальная денежная единица-донг, по состоянию на 03.01.05 1 $= 15,78 вьетнамских донгов.
Правила въезда в Вьетнам - При вылете международного рейса - 14 USD на человека (в Ханое), 12 USD (в Хошимине) и 8 USD (в Дананге). Сборы на внутренний перелет входят в стоимость билета. Ввоз иностранной конвертируемой валюты не ограничен, но необходимо декларировать общую сумму, так как вывоз валюты разрешается только в пределах декларированной суммы.
Взрывчатые вещества, огнестрельное оружие, материалы, которые оскорбляют местную культуру, ввозить категорически запрещено. К материалам, оскорбляющие местную культуру относятся книги и журналы, которые таможенные чиновники могут расценить, как опасные, включая книги и журналы содержащие изображение обнаженных тел. Нельзя ввозить во Вьетнам видео и аудио пленки без соответствующего разрешения таможенного инспектора. Нелегальные лекарства всех видов категорически запрещены.
Транспорт Вьетнама - Вьетнамские национальные авиалинии являются монополистами на рынке услуг внутренних перелетов, цены на которые, в принципе, недешеввые. Исходный налог на внутренние перелеты - приблизительно 1.50 $, оплата производится только во вьетнамской валюте.
Вьетнам: Французский Вьетнам
Во второй половине XIX века Вьетнам попадает в колониальную зависимость от Франции. Страна искусственно разделяется на три части - колонию Кохинхина (Южный Вьетнам), протектораты Аннам (Центральный Вьетнам) и Тонкин (Северный Вьетнам). Вместе с Лаосом и Камбоджей Вьетнам вошёл в состав Французского Индокитая.
К 1930-ым годам в стране складывается мощное национально-освободительное движение, возглавляемое Коммунистической партией Индокитая (лидер - Хо Ши Мин). В годы Второй мировой войны Вьетнам был завачен японцами, сначала обезоружившими, а затем полностью нейтрализовавшими французские гарнизоны. К концу войны японцы были вынуждены вывести свои войска для усиления обороны Японии и Маньчжурии.
Воспользовавшись возникшим вакуумом власти, коммунисты, создавшие Вьетминь - широкую коалицию из различных освободительных движений, - в августе 1945 года (так называемая Августовская революция) ликвидировали последние институты колониальной администрации и 2 сентября 1945 обнародовали Декларацию независимости. Франция, не желавшая смириться с потерей колоний, в конце 1945 года ввела войска, что положило начало «Войне Сопротивления». На протяжении нескольких лет бойцы Вьетминя, используя партизанские методы борьбы, сумели истощить силы французов, а затем, усилившись за счёт помощи из КНР и Советского Союза, нанесли колониальной армии ряд поражений, наиболее тяжёлым из которых оказалось падение укреплённого района Дьенбьенфу весной 1954 года.
Вьетнам: Война во Вьетнаме
Летом 1954 года были подписаны Женевские соглашения, предусматривавшие полную независимость Вьетнама, Лаоса и Камбоджи, а также скорейшее проведение свободных и всеобщих выборов. До выборов территория Вьетнама временно разделялась по реке Бенхай на две половины. Подобное положение дел не устраивало США, стремившиеся помешать распространению коммунизма в Юго-Восточной Азии. При содействии Соединённых Штатов проведение выборов было сорвано, на юге была провозглашена Республика Вьетнам со столицей в Сайгоне, которую возглавил Нго Динь Зьем. В 1959 году руководство северной Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) пришло к выводу о необходимости объединения страны силовым путём. Был создан Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ, также известен как Вьетконг), который своими партизанскими операциями пытался подрывать влияние «сайгонского режима» на периферии.
К 1965 году НФОЮВ контролировал не менее 30 % территории Южного Вьетнама. В ответ США воспользовались Тонкинским инцидентом (обстрел вьетнамскими катерами американского эсминца, якобы находившегося в нейтральных водах) для того, чтобы приступить к систематическим бомбардировкам ДРВ, и начали переброску войск в Южный Вьетнам для борьбы с НФОЮВ. Началась Вьетнамская война. Однако решительные действия партизан на юге и успешное противостояние ДРВ авианалётам (при значительной поддержке СССР) привели к значительным потерям среди американцев и вынудили Вашингтон в 1973 году подписать Парижские мирные соглашения, по которым американские войска выводились из Вьетнама. Без американской поддержки сайгонский режим, находившийся в глубоком кризисе, быстро пал в результате наступления северовьетнамских войск. 30 апреля 1975 года южновьетнамские войска сдали Сайгон, и объединение страны было завершено. Формально до 1976 года на территории Южного Вьетнама существовало Временное революционное правительство, однако оно было полностью подконтрольно правительству ДРВ.
В 1976 году была принята новая конституция Социалистической Республики Вьетнам (СРВ), а Сайгон переименован в Хошимин.
Вьетнам: Современная история
В декабре 1978 года вьетнамские войска в ответ на агрессию вошли в Камбоджу и свергли режим Пол Пота, что вызвало резкое недовольство КНР. В результате весной 1979 года произошла китайско-вьетнамская война, в ходе которой армия СРВ сумела остановить наступление вторгшихся в страну китайских войск, нанеся им большие потери. Дипломатическое вмешательство СССР заставило КНР отказаться от дальнейших действий против Вьетнама. После этого на китайско-вьетнамской границе периодически происходили вооружённые инциденты. Полностью отношения КНР и СРВ были восстановлены только в 1991 году.
В 1974 году Китай аннексировал Парасельские острова, находящиеся к юго-востоку от острова Хайнань. В ходе кратковременной приграничной войны в 1979 году Китай отторг от Вьетнама спорные территории на севере. Китай также захватил часть островов Спратли. В 2005 году Китай и Вьетнам подписали договор, в котором признавалось право Китая на захваченные им во время войны 1979 года территории от Каобанга и Лангшона до Монгкай, на Парасельские острова и острова Спратли.
Многое из учения Каодай взято из положений махаяна-буддизма, смешанных с элементами даосизма и конфуцианства (вьетнамская «Тройная религия»). Этика Каодай основана на буддийском идеале «хорошего человека», однако она также включает традиционные вьетнамские запреты и наказания.
Конечная цель последователя каодаизма состоит в то, чтобы избежать цикла перерождения. Это может быть достигнуто соблюдением человеком некоторых заповедей, включая, прежде всего, запрещение убийства, лжи, роскоши, чувственности и воровства.
Главные принципы каодаизма включают веру в единого Бога, существование души использования медиумов для связи с миром духов. Практика каодай включает священническое безбрачие, вегетарианство и общение с духами через спиритизм, почитание мертвых, культ предков, активную деятельность по обращению в веру и сеансы мысленного самоусовершенствования.
Согласно китайской дуальности Инь и Ян, имеются два основных божества – Богиня- мать, являющаяся женщиной, и Бог - мужчина. В Каодай существует спор относительно того, которое из божеств явилось первичным источником сотворения.
Согласно каодаизму, история разделена на три главных периода божественного откровения. В течение первого периода правда Бога была открыта человечеству через Лаоцзы и лиц, связанных с буддизмом, конфуцианством и даосизмом. Людьми-представителями откровения во время второго периода были Будда (Сакьямуни), Мохаммед, Конфуций, Иисус и Моисей. Каодай считает, что сообщения были извращены из-за человеческой порочности мессий их учеников. Вьетнам религия также считает, что эти откровения были ограниченными и предназначены для использования людьми только в течение определенного периода жизни мессий.
Каодаизм считает себя «Третьим союзом между Богом и Человеком», третьим и заключительным откровением. Верующие считают, что каодаизм избежал неудач первых двух периодов, потому что он основан на божественной правде, передаваемой через духов, которые являются посланцами спасения и учителями веры. Духами, с которыми общается Каодай, являются умершие руководители Каодая, патриоты, герои, философы, поэты, политические лидеры и воины, также как и обычные люди. Среди тех, с кем входят в контакт – Жанна Д’Арк, Рене Декарт, Уильям Шекспир (который не выходил на контакт с 1935 г.), Виктор Гюго, Луи Пастер и Владимир Ильич Ленин. Из-за своих частых явлений медиумам Каодай в миссии в Пномпене, Виктор Гюго посмертно был назван главным духом иностранных миссионеров.
Общение с духами происходит на вьетнамском, китайском, французском и английском языках. Методы плучения сообщений от духов показывают влияние как восточно-азиатского, так и западного спиритизма на спиритические обряды Каодай. Иногда медиум держит ручку или китайскую кисть для письма. В 1920-х годах использовался деревянный жезл, длиной 66 см, известный как «корзина в клюве». Медиумы держали его за один конец, в то время как мелок, закрепленный на другом конце, писал сообщения духа. Каодай также использует то, что известно как пневматография (духография), когда чистый лист бумаги запечатывается в конверте и вешается над алтарем - когда конверт снимают и открывают, то на бумаге имеется сообщение.
Большинство священной литературы каодаизма представляет собой сообщения, полученные руководителями Каодай во время спиритических сеансов между 1925 и 1929 гг. Начиная с 1927 г. только официальные сеансы спиритизма, проводящиеся в Тэйнине, считаются руководством Каодай настоящими и божественно предопределяемыми, хотя диссидентские группы продолжают проводить сеансы общения, противоречащие принятому учению.
Каодай считает, что вегетарианство является полезным для человечества, так как оно не наносит вред другим существам в процессе их духовного развития. Она также считает вегетарианство одной из форм самоочищения. Имеются несколько различных вегетарианских постов, которым следуют последователи Каодай. Наименее строгий предусматривает вегетарианское питание шесть дней в месяц. Священники должны быть вегетарианцами всегда.
Духовенство (кроме самого высокого ранга) открыто для свободного общения, как для мужчин, так и женщин, хотя, когда служители - мужчины и женщины, одного ранга служат в одном и том же месте, то мужское духовенство является главным. Священнослужители-женщины носят белые одежды и к ним обращаются с приставкой «хыонг», что означает «благоухающая». К мужскому духовенству обращаются с приставкой «тхань», что означает «пречистый». Храмы Каодай построены так, что мужчины и женщины входят в них с противоположных сторон - женщины слева, а мужчины справа.
Во всех храмах Каодай проходят четыре ежедневных церемонии, которые проводятся в 6 утра, полдень, 6 вечера и полночь. Эти ритуалы, во время которых служители носят церемониальное платье и шляпы, включают предложение благовоний, чая, алкоголя, фруктов и цветов. Все алтари Каодай имеют вверху «божественный глаз», который стал официальным символом религии после того, как Нго Минь Чьеу увидел его в видении, находясь на острове Фукуок.
Папский престол Каодай, учрежденный в 1926 г. находится в 4 км к востоку от Тэйнинь в деревне Лонгхоа.
Этот комплекс состоит из Большого храма Каодай (Тхань Тхат Као Дай), административных зданий, места жительства служителей и послушников, а также больницы традиционной вьетнамской медицины, куда приходят люди со всего юга Вьетнама. После воссоединения страны, правительство «позаимствовало» часть комплекса для своих собственных нужд (а, возможно, для того, чтобы следить за сектой).
Молитвы проводятся четыре раза в день в Большом храме, хотя они могут и прекращаться во время Тета (вьетнамского Нового года по лунному календарю). В будни лишь несколько сотен священников участвует в службе, тогда как во время праздников на них может присутствовать несколько тысяч священников, одетых в особые белые одежды. Духовенство Каодай не возражает против фотографирования объектов внутри храма, однако нельзя фотографировать людей без их разрешения, которое редко дается.
Над передним портиком Большого храма находится «божественный глаз». Американцы часто говорят, что он выглядит так, как если бы был скопирован с обратной стороны однодолларовой купюры. Женщины-верующие входят в Большой храм через дверь в основании башни слева. Войдя внутрь, они идут вдоль внешней стороны колонного зала по часовой стрелке. Мужчины входят справа идут по залу против часовой стрелки. Обувь и шляпы должны быть сняты перед входом в здание. Место в центре святилища (между колоннами) предназначено для священников Каодай.
На фреске в переднем зале у входа изображены три стороны, подписавшие «Третий Союз между Богом и Человеком». Китайский государственный деятель и революционный лидер доктор Сунь Ятсен (1866-1925 гг.) держит тушечницу, в то время как вьетнамский поэт Нгуен Бинь Кхием (1492-1587 гг.) и французский поэт и писатель Виктор Гюго (1802-85 гг.) пишут надписи «Бог и Человечество» и «Любовь и Справедливость» на китайском и французском языках. Виктор Гюго использует ручку, а Нгуен Бинь Кхием кисть для письма. Рядом находятся слегка отличающиеся версии надписей на английском, французском и немецком языках, объясняющие основные принципы каодаизма.
Большой храм состоит из девяти уровней, которые символизируют девять шагов к небесам. Каждый уровень отмечен парой колон. В дальнем конце святилища находятся восемь гипсовых колон, украшенных переплетенными разноцветными драконами, поддерживающие купол, символизирующий, как и остальная часть потолка, небеса. Под куполом находится украшенный звездами гигантский синий земной шар с «божественным глазом» на нем.
Самый большой из семи стульев, находящихся перед земным шаром, предназначен для папы Каодай - место, которое остается вакантным с 1933 г. Следующие три стула - для трех лиц, отвечающих за религиозные книги. Оставшиеся стулья - для лидеров трех ветвей каодаизма, которые обозначены желтым, синим и красным цветом.
По обе стороны места между колонами находятся две кафедры для проповедников, подобные минбарам, используемым в мечетях. Во время праздников кафедры проповедников используются священниками для обращения к верующим. Верхние балконы используются тогда, когда внизу все места заполнены толпой.
Над алтарем находятся едва заметные портреты шести лиц, важных для каодаизма: Шакьямуни (Сиддхарта Гаутама, основатель Буддизма)- Ли Тай Бать (Ли Тайбай, фея в китайской мифологии)- Кхуонг Ты Ня (Цзян Тайгун, китайский святой)- Лаоцзы (основатель Даосизма)- Куан Конг (Гуаньгун, китайский Бог Войны)- и Куан Эм (Гуаньинь, Богиня Милосердия).

Основные религиозные направления во Вьетнаме - Буддизм (который делится на Даосизм и на Конфуцианизм), Христианство (Католицизм и Протестантство), Ислам, Каодаизм и секта «Hoa Hao».

Буддизм

Буддизм появился во Вьетнаме приблизительно во 2-ом столетии и достиг своего пика в династии Ly (11-ое столетие). Тогда Буддизм был признан главной - официальной религией Вьетнама. Буддизм проповедовался широко среди населения, и это глубоко влияло на повседневную жизнь людей. Его влияние также оставило отметки в различных областях традиционной литературы и архитектуры, что соответствует большому количеству пагод и храмов, построенных в это время. В конце 14-ого столетия Буддизм начал терять свои позиции среди массы населения. Идеологическое воздействие Буддизма, однако, осталось очень сильным в социальной и культурной жизни. Сегодня, более чем 70 процентов населения Вьетнама, или являются буддистами или находятся под сильным влиянием буддистских нравов.

Католицизм

Католицизм появился во Вьетнаме в 17-ом столетии. В настоящее время есть густонаселенные католические области в стране – «Bui Chu-Phat Diem» в северной провинции «Ninh Binh» и «Ho Nai-Bien Hoa» в провинции «Dong Nai» на Юге. Приблизительно 10 процентов населения проповедуют католицизм.

Протестантство

Протестантство было занесено во Вьетнам приблизительно в то же самое время, что и католицизм. Протестантство, однако, остается неясной религией. В настоящее время большинство протестантов живет в районе улицы «Hang Da». Там же находится и протестантская церковь в Ханое . Число протестантов, живущих во Вьетнаме, оценено в 400 000 человек.

Ислам

Исламские последователи во Вьетнаме вышли из группы этнического меньшинства «Cham», живущей в центральной части центрального побережья. Число исламских последователей во Вьетнаме, оценено приблизительно в 50 000 человек.

Каодаизм

Каодаизм впервые появился в стране в 1926 году. В основном его проповедуют в поселении «Cao Dai», которое находится в Южном Вьетнаме, недалеко от церкви в «Tay Ninh», расположенной в 90 км от Хошимина . Число последователей этой секты оценивается в 2 миллиона человек.

Секта «Hoa Hao»

Секта «Hoa Hao» появилась во Вьетнаме в 1939 году. Более 1 миллиона вьетнамцев являются последователями этой секты. Большинство из них живут в Юго-Западной части Вьетнама.

Вероисповедание Матери или культ Матери («Tho Mau»)

Исследователи описывают вьетнамский культ вероисповедания Матери как примитивную религию. Мать, «Me» на вьетнамском языке, произносится «Mau» в китайском подлиннике. Культ поклонения матери, может быть, происходит от культа богини в древние века. В средние века, Матери поклоняются в храмах и дворцах. В связи с тем, что это поклонение обычай, а не религия, культ поклонения Матери не была организована, как буддизм или католицизм. В результате, различные отголоски культа еще имеют место быть в разных местах по различным обычаям.

Обычай вероисповедания Матери произошел с севера. На юге религия воплотилась в местных богинях, таких как, «Thien Y A Na» в Хюэ и «Linh Son» в провинции «Tay Ninh». Фактически, культ вероисповедания Матери был под влиянием других религий, главным образом Даосизма.

[Социалистическая Республика Вьетнам; ò ], гос-во в Юго-Вост. Азии. Территория: 332,6 тыс. кв. км. Столица: Ханой (ок. 2,5 млн чел.- 2000). Крупнейшие города: Хошимин (свыше 5 млн), Хайфон (1,5 млн). Офиц. язык - вьетнамский.

География

На юге и востоке омывается Южно-Китайским м. Граничит: на севере с Китаем, на западе с Лаосом и Камбоджей. Бо́льшую часть территории занимают горы (Фаншипан, 3143 м). Климат тропический муссонный.

Население

По данным на 2003 г., в стране насчитывается ок. 81,6 млн жителей. Более 54% населения в возрасте от 15 до 64 лет, 40% - моложе 15 лет. Женщины составляют 51% населения. Средняя продолжительность жизни в стране 70,5 года (мужчины - 67,58, женщины - 72,7). Темпы роста населения в 2003 г. оценивались в 1,29%. 20% населения проживают в городах.

В. населяют 54 народности. В языковом отношении они принадлежат к 3 семьям: китайско-тибет., австроазиат. и австронезийской.

Наиболее многочисленная народность - кинь (самоназвание - вьеты) в 2003 г. составляла ок. 87,5% населения, китайцы, тайцы и проч. составляли 5-10%. Вьеты, говорящие на вьетнам. языке вьет-мыонгской группы австроазиат. языковой семьи, проживают на всей территории В., образуя в горных районах субэтнические группы с малыми народами. Китайцы численностью ок. 1 млн чел. сосредоточены в основном в Хошимине. Кхмеры (ок. 850 тыс. чел.) проживают гл. обр. в дельтовой области Меконга и в Хошимине.

Др. народы В. распределяются по следующим языковым семьям и группам: австроазиаты, говорящие на тайских языках,- тхай, нунг, тай, лао, зэй, сантяй (шантяй), лы, буи; на языках группы мео-зао - мео (хмонг), зао; на мон-кхмерских языках - бахнары, седанги, мнонги, ма, кохо, хре, стиенги, кхму, живущие в юго-зап. части страны. На плато Плейку и Даклак проживают народы, говорящие на малайско-полинезийских языках австронезийской семьи,- джарай, эде, раглай, тюру, эде-бих. На языке малайско-полинезийской группы говорят также тямы (тьямы). Китайско-тибет. языковая семья представлена тибето-бирм. ветвью, к к-рой принадлежат народности хани, фула, лаху, лоло.

Государственное устройство

В.- парламентская республика, состоящая из 61 провинции, особого округа и 4 городов центрального подчинения: Ханоя, Хайфона, Дананга и Хошимина (бывш. Сайгона, слившегося с Тёлоном (Шолоном)). В адм. единицах действуют избираемые населением органы гос. власти - народные советы, срок их полномочий 4 года.

Согласно Конституции СРВ 1992 г., высшим органом гос. власти является однопалатное Национальное собрание, состоящее из 498 депутатов, к-рые избираются на 5-летний срок прямым всеобщим голосованием. Глава гос-ва - президент, избираемый из числа депутатов Национальным собранием. Срок полномочий президента - 5 лет. Президент является главнокомандующим вооруженными силами и руководит Советом национальной обороны и безопасности. Ему принадлежит право назначать с согласия Национального собрания чиновников на ряд ответственных постов, в т. ч. на посты председателя Верховного народного суда и генерального прокурора. Глава правительства - премьер-министр, отвечающий за текущую деятельность правительства. Он с одобрения Национального собрания назначает и смещает членов кабинета, может отменять или приостанавливать исполнение постановлений и решений, принятых на уровне министерств и ведомств, и подотчетен высшему законодательному органу страны.

В. А. Радаев

Религия

Из общего числа граждан В. количество верующих составляет ок. 20 млн чел.; из них 55% - буддисты, 27,5 - католики, 5% - протестанты (относящиеся как к зарегистрированным, так и к незарегистрированным орг-циям). Распространены такие новые религ. движения, как Каодай (10%), Хоахао (5%). В незначительной мере имеются последователи ислама, индуизма, бахаизма (вера Бахаи). В отдаленных горных районах В. до наст. времени встречаются немногочисленные последователи анимизма, не смешанного ни с одной др. религ. традицией. 70% населения практикуют культ почитания предков, при этом совмещают его с принадлежностью к к.-л. др. религии или не относят себя ни к одной из религ. конфессий. Мн. вьетнамцы строят в память о предках усыпальницы или устанавливают дома алтарь. В день памяти, в 3-й день 3-го месяца лунного года, последователи этой религии посещают могилы предков. Богатые люди перезахоранивают предков в надежде на то, что это принесет семье благосостояние.

Буддизм

во В. исповедуют 10 млн верующих: буддисты Махаяны (9 млн чел.) проживают по всей стране, особенно в густонаселенных районах сев. и юж. дельт, меньшая часть - в высокогорных районах, хотя миграция в эти места меняет ситуацию. Буддизм Тхеравады (Хинаяны) практикует кхмерское меньшинство (1 млн чел.) на юге, в дельте Меконга.

Православие

Численность постоянно проживающих в стране православных, в основном иностранцев, незначительна - не более 1,5 тыс. верующих.

Католическая Церковь

во В. имеет 3 митрополии: Ханой (во главе с архиеп. Жозефом Нго Куанг Кьетом), Хюэ (во главе с архиеп. Этьеном Нгуен Ню Тхе) и Хошимин (во главе с архиеп. Хошимина кард. Жаном Батистом Фам Минь Маном). Митрополии включают 25 епархий, 2559 приходов, к-рые насчитывают 44 епископа, 2004 епархиальных священника, 408 иеромонахов, 5 перманентных диаконов, 2315 монахов, 9548 монахинь. Общее количество католиков - ок. 5,5 млн чел.

Протестантские церкви, деноминации

По данным на 2004 г., во В. ок. 350 тыс. чел. являются членами единственной официально зарегистрированной протестант. орг-ции - Евангелической Церкви Вьетнама (Evangelical Church of Vietnam). Однако в 2 раза больше верующих являются членами многочисленных неофиц. малых церквей (т. н. Small Churches или House Churches), наиболее распространенных в сельских районах, где проживают этнические меньшинства. 200 тыс. протестантов принадлежат к мыонг, тай и др. этносам сев.-зап. провинций, где движение домовых церквей было инспирировано в нач. 80-х гг. XX в. радиостанциями с Филиппин на мыонгском языке, а в последующие годы различными миссиями, в основном мыонгскими. Ок. 350 тыс. протестантов из народностей еде, джарай, банхар, кохо проживают в высокогорьях Центр. В. Церковь Меннонитов имеет 26 общин с общим числом верующих 1100 чел. Ассамблеи Бога насчитывают 46 общин, объединяющих 3 тыс. чел. Неохаризматические орг-ции представляют собой наиболее быстро растущие религ. движения во В. по количеству верующих. Согласно приблизительному подсчету, последователями неофиц. домовых церквей являются 175 тыс. чел. К адвентистам Седьмого дня во В. принадлежат 7625 чел., к-рые составляют 31 общину. Мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней) имеют неск. сот последователей, рассеянных по всей стране, с наибольшим сосредоточением в крупных городах, таких как Хошимин и Ханой. Нек-рые стали членами данной орг-ции до 1975 г., другие вступили в нее, находясь в эмиграции в Камбодже.

Секты и новые религиозные движения

В 1957 г. в стране начали работу представители Агентства библейских переводов Дж. Уиклифа (АБПУ - Wycliffe Bible Translators), к-рые переводили Свящ. Писание на различные языки В. Распространением переводов Библии занимались такие орг-ции, как ВЕКП, Лига карманного Писания (Pocket Testament League) и др. В 1973 г. работу по переводу Свящ. Писания на многочисленные языки В. продолжили лингвисты Международной организации живых Библий (Living Bible International) совместно с сотрудниками ХМА и АБПУ. При помощи Объединенных библейских обществ (ОБО - United Bible Societies) им удалось перевести НЗ на более чем 20 из 30 горных языков В. Первый полный перевод Библии на горный язык - это Библия на языке раде, изданная в 1974 г., в том же году на горный язык джарай был переведен НЗ и сборник протестант. гимнов. По данным на 2003 г., во В. полный перевод Библии есть на 4 языках (лао, кхмерский, юэ, раде), перевод НЗ - на 12 языках, на 20 языках есть переводы отдельных частей Свящ. Писания - Ветхого и Нового Заветов.

В 60-х гг. во В. было основано ок. 10 специфических вьетнам. протестант. орг-ций, наиболее крупные из них - Вьетнамская Церковь Христа, основанная выходцами из Филиппин, Церковь Бога и т. н. Христова Церковь.

В 1972 г. на встрече лидеров протестант. орг-ций В. с представителями Национального Совета Церквей США был заявлен протест против амер. оккупации. Подобные контакты были и с лидерами Всемирного Совета Церквей в 1973 г., когда на юге В. было 276 сотрудников из 23 иностранных миссий. После окончания вьетнам. войны в 1975 г. эти орг-ции были распущены, а их представители высланы из страны. В связи с объединением сев. и юж. частей В. и образованием СРВ в 1976 г. было принято решение воссоздать единую протестант. орг-цию - Евангелическую Церковь Вьетнама (ЕЦВ).

До 2001 г. на севере В. лишь 15 приходов, принадлежащих к ЕЦВ, имели легальный статус. С 1988 г. по наст. время ЕЦВ не проводила ежегодных собраний и не избирала главу руководящего органа, т. к. ЕЦВ не удалось договориться с правительством о новом главе орг-ции.

В апр. 2001 г. гос-во присвоило легальный статус Южной Евангелической Церкви Вьетнама (ЮЕЦВ), являющейся отд-нием ЕЦВ на юге В. Однако местные власти признают лишь 20 из неск. сот общин, вошедших в состав ЮЕЦВ в центральных районах В., где большое количество легальных и малых домовых церквей влились в ЮЕЦВ еще до ее признания. С разрешения правительства ЮЕЦВ в февр. 2003 г. открыла в Хошимине богословскую школу, где обучаются 50 студентов.

В. А. Радаев, Э . Небольсин

Православие

В 30-х гг. XX в. архиеп. Шанхайский Иоанн (Максимович) провел длительное время в порту Сайгон, организовывая переправку рус. беженцев на Филиппины. В кон. 90-х гг. во время первой миссионерской поездки свящ. РПЦ Дионисий Поздняев отслужил молебны и совершил таинство Крещения в Ханое и в г. Вунгтау на юге В. В дек. 2000 г. с архипастырским визитом побывал в стране председатель ОВЦС МП митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). По результатам его поездки Свящ. Синод РПЦ принял решение о целесообразности открытия прихода РПЦ в Вунгтау.

Первая правосл. литургия в Вунгтау была совершена весной 2001 г. в Великий четверток сотрудником ОВЦС МП свящ. Владимиром Александровым. В июле того же года Свящ. Синод РПЦ благословил открытие в Вунгтау храма в честь Казанской иконы Божией Матери, куда для проведения богослужений приезжают священники МП.

Религиозное законодательство

Ст. 70 Конституции СРВ 1992 г. закрепляет за гражданами В. свободу совести и вероисповедания, а также декларирует равенство всех религ. конфессий перед законом. Принципы и политику КПВ и вьетнам. гос-ва в отношении религии определяют также Директива № 37 ЦК КПВ от 2 июля 1998 г. «О работе с верующими в новых условиях» и постановление правительства СРВ № 26 от 19 апр. 1999 г. «О религиозной деятельности», к-рые конкретизируют конституционные положения и направлены на обеспечение беспрепятственной религ. деятельности при условии, что свобода совести и религии не будет осуществляться вразрез с законами и политикой гос-ва. Указ Постоянного комитета Национального собрания СРВ от 13 июля 2004 г. «О вероисповедании и религиозной деятельности» регламентирует деятельность религ. орг-ций, верующих и священнослужителей в соответствии с местным законодательством; документ предусматривает порядок регистрации религ. орг-ций во В. Ст. 1 гласит, что гос-во гарантирует верующим право на свободу совести и отправления религ. культов, исповедания или неисповедания к.-л. религии, а также равенство всех религий перед законом. Граждане должны проявлять веротерпимость. Ст. 4 гарантирует защиту законом пагод, церквей, мечетей, мон-рей, иных зданий религ. общин и религ. образовательных учреждений. Ст. 6 предусматривает, что отношения гос-ва и др. национальных или международных орг-ций, деятельность к-рых имеет отношение к религ. вопросам, будут строиться на принципах уважения независимости и суверенитета друг друга, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства, взаимной выгоды в соответствии с их правилами и международными законодательством и практикой. Ст. 9 закрепляет за верующими право свободно исповедовать и выражать свои религ. взгляды, молиться, участвовать в религ. деятельности и религ. обрядах, изучать основы веры, к-рую они исповедуют. Ст. 12 устанавливает ответственность религ. орг-ций за регистрацию в местных народных комитетах своих ежегодных программ религ. деятельности и предусматривает, что религ. мероприятия, не указанные в зарегистрированной программе, проводятся с разрешения компетентных органов власти. Ст. 15 оговаривает возможность приостановления религ. или связанной с ней деятельности в случаях нарушения национальной безопасности, общественного порядка, национального единства и культурных традиций, посягательства на жизнь, здоровье, человеческое достоинство, право собственности и в др. случаях нарушения законодательства. Ст. 16 признает религ. статус за орг-циями в случае, если вероучительные основы религии, к-рую они исповедуют, не противоречат нравам и обычаям, а также интересам общества; если их уставные документы и установки тесно связаны с народом и не противоречат нормам закона; если их религ. деятельность зарегистрирована и осуществляется на постоянной основе; если они имеют легальный офис, структуру и представительство; если их название не повторяет наименование др. признанной компетентными органами власти орг-ции. Орг-цию, имеющую свои структуры с единым руководящим центром более чем в одной провинции или одном городе, регистрирует премьер-министр, а в рамках одной провинции или одного города это делает председатель Народного комитета. Ст. 19 уточняет, что деятельность религ. объединений в пределах одного сельского или городского района, провинциального центра или города провинциального подчинения подлежит регистрации в народных комитетах районов, где они действуют. Если эта деятельность охватывает более чем один сельский или городской район, провинциальный центр или город провинциального либо центрального подчинения, то религ. объединения регистрируют народные комитеты провинций. Религ. объединения, деятельность к-рых выходит за рамки одной провинции или города центрального подчинения, подлежат регистрации центральным правительственным органом, отвечающим за религ. деятельность. Ст. 20 определяет возможность функционирования мон-рей и иных мест совместного отправления культов после их регистрации компетентными гос. органами. Ст. 22 предполагает наличие вьетнам. гражданства у лиц, облеченных религ. властью и занимающих выборные должности в религ. объединениях, а также соблюдение ими норм закона, поведения, морали и общественной нравственности, присутствие у них чувства национальной солидарности, понимание ими необходимости национального возрождения. Религ. орг-ции обязаны регистрировать этих лиц в компетентных гос. органах, а также своевременно информировать гос. органы о лишении их сана или об освобождении их от занимаемых выборных должностей. Ст. 24 фиксирует норму, согласно к-рой для открытия духовных школ по религ. профессиональному обучению требуется разрешение премьер-министра. Согласно ст. 25, религ. церемонии за пределами сакральных зданий дозволяются по разрешению народных комитетов тех сельских или городских районов, где они проводятся. В случае если они выходят за рамки одного сельского или городского района, провинциального центра или города провинциального подчинения, разрешение на их проведение дает народный комитет провинции. Ст. 37 обязывает приезжающих во В. иностранцев соблюдать вьетнам. законы, ввозить религ. лит-ру, статьи и публикации религ. характера только для собственных нужд. На них распространяются те же условия отправления культов в сакральных зданиях, что и в отношении вьетнам. верующих. Они обязаны уважать правила для религ. орг-ций. В соответствии со ст. 38, в случае если данный указ противоречит обязательствам страны, вытекающим из подписанного вьетнам. гос-вом международного договора, действует как имеющее приоритет положение международного договора.

Лит.: Fall B . B . The Political-Religious Sects of Vietnam // Pacific Affairs. 1955. Vol. 28. N 3. P. 235-253; Vietnam: the Christian, the Gospel, the Church. Phil., 1967. P. 20-27; Missions and Organizations in South Vietnam / Ed. R. E. Reimer. Saigon, 1973. P. 50; Григорьева Н . В . К вопр. о восприятии христианства в странах Дальневост. ареала: Христианство и традиц. религ. синкретизм во Вьетнаме // Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской Духовной Миссии в Китае. Спб., 1993. С. 147-151; Андросов В . П . Словарь индо-тибетского и рос. буддизма: Главные имена, осн. термины и понятия. М., 2000. С. 64; Атнашев В . Р . Распространение ислама в Тямпе - пример межцивилизационных контактов // Восточная Азия - Санкт-Петербург - Европа: Межцивилизационные контакты и перспективы эконом. сотрудничества: Тез. и докл. Междунар. науч. конф., 2-6 окт. 2000 г. СПб., 2000. с. 113-118; Колотов В . Н . Южный Вьетнам: новые технологии управления колонией // Там же. с. 169-182; Новакова О . В . Католич. Церковь в совр. Вьетнаме в свете контактов двух цивилизаций: Западноевроп. и Дальневост. // Там же. С. 245-248.

В . А . Радаев

Последние материалы сайта